Формирование и развитие кластера марикультуры в Сахалинской области планируется на базе рыбопромышленного комплекса, занимающего доминирующее положение в обрабатывающих производствах региона.
Россия входит в ТОП-10 стран-добытчиков рыбы и прочих водных биоресурсов, при этом по производству товарной аквакультуры Российская Федерация значительно отстает от основных мировых производителей, представляющих Азиатско-Тихоокеанский регион, как по объему, так и по доле аквакультуры в общем объеме производства.
На данный момент в Дальневосточном федеральном округе используется менее 1% акватории, пригодной для марикультуры. В Сахалинской области аквакультура представлена исключительно искусственным воспроизводством лососей. Период становления этого направления пришелся большей частью на 70-е гг. прошлого столетия. На территории Сахалинской области действует 70 лососевых рыбоводных предприятий производственной мощностью 1632,89 млн. шт. покатной молоди.
При этом в период с 2018 по 2024 гг. темп роста мирового рынка биоматериалов на основе аквакультуры и марикультуры прогнозируется в районе 9,61% в год. Согласно одному из приоритетов развития Сахалинской области регион должен включаться в новые быстрорастущие рынки, тем более что для этого имеются все предпосылки:
1) снижение природных запасов ценных биоресурсов. Практически во всех случаях развитию аквакультуры давало толчок истощение естественных запасов различных видов. Стремясь компенсировать падение уловов, страны, занимающиеся активным промыслом биоресурсов, одна за другой начинали развивать у себя товарное выращивание различных объектов. Так, например, Китай занялся проблемой культивирования трепанга после падения его годового вылова до 30 т. В Японии на правительственном уровне была поддержана и профинансирована программа по организации искусственного воспроизводства морских ежей и морского ушка после падения запасов этих видов до критического уровня;
2) близость крупных рынков (страны АТР) на фоне нарастающего спроса населения на морепродукты, и, как следствие, рост цен. Еще одним следствием интенсивного освоения биоресурсов в конце XX - начале XXI века явилось то, что на российском рынке сформировался устойчивый спрос на новую для большинства регионов продукцию, такую как: мясо морского гребешка, мороженую креветку, мясо различных видов крабов. При этом потребительский интерес растет, несмотря на наблюдающееся в последние годы значительное увеличение цены, как следствие снижения запасов. В качестве примера можно привести приморский гребешок, который китайские оптовики готовы покупать в Приморье по 5 долл. США за 1 кг живого веса;
3) необходимость закрепления населения в Сахалинской области (в том числе в прибрежных населенных пунктах) путем создания рабочих мест. В настоящее время некогда процветавшие прибрежные села и города Сахалинской области находятся на грани выживания (с. Правда, с. Стародубское и т.д.). Население с большим трудом находит работу на местах проживания, перебирается в поисках заработка в крупные населенные пункты или в европейскую часть России.
С подобной проблемой столкнулись в разное время и другие страны, такие как Япония, Америка, Китай, Чили. Именно поэтому развитие воспроизводства целого ряда видов в большей степени призвано решать социальную задачу. То есть, даже если производство не приносит ощутимой прибыли, но дает рабочие места, его развитие поддерживается на государственном уровне. Пример - заводы по воспроизводству осетровых в Америке с полным циклом выращивания, заводы по искусственному выращиванию морского ежа в Японии;
4) положительный опыт зарубежных стран на фоне интенсивного развития технологий марикультуры. К началу 2000-х гг. развитие марикультуры во многих странах стало почти альтернативой промышленной добыче морепродуктов. Так, например, объем искусственно выращенных рыб и морепродуктов в Китае (по данным ФАО (продовольственной комиссии при ООН)) уже практически достиг 64 млн. тонн и даже в маленькой по площади Южной Корее производство аквакультуры превышает 1,9 млн. тонн.
В данный момент Сахалинская область обладает лишь ресурсным потенциалом прибрежной акватории, который возможно реализовать в виде выращиваемой и в дальнейшем перерабатываемой продукции.
Для этого необходимо использование мирового опыта посредством производственного внедрения технологий искусственного воспроизводства и товарного выращивания высокорентабельных объектов на акваториях южной части Сахалина и южных Курильских островов, а также увеличение площади акваторий, используемых для товарного выращивания высокорентабельных видов за счет мелиорации участков и развития морских прудовых хозяйств.
Суммарную продуктивность акваторий пяти муниципальных образований Сахалинской области по 4 объектам (трепангу, морскому ежу, приморскому гребешку и ламинарии японской) можно оценить порядка 50 тыс. тонн (без учета возможностей создания искусственных биотопов и применения новых технологий с ускоренным периодом выращивания). В расчет включены все пригодные для использования под товарное выращивание площади прибрежных акваторий безотносительно их статуса.