Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года (с изменениями на 1 апреля 2024 года)



5.10.2. Проблемы развития


В настоящее время вопрос выживания малочисленных народов вызывает определенную тревогу. Несмотря на меры, принимаемые на всех уровнях власти, продолжается спад развития традиционных отраслей хозяйственной деятельности, растет уровень безработицы, ухудшается состояние здоровья граждан, в том числе из-за изменения экологии, которое связано с расширением промышленного освоения природных ресурсов в районах традиционного проживания малочисленных народов. Территории проживания малочисленных народов отличаются не только суровыми условиями проживания, но и тем, что на одной территории одновременно осуществляются как традиционные виды хозяйственной деятельности, так и разработка и добыча полезных ископаемых. Промышленное освоение этих территорий затрагивает жизненные интересы коренного населения, ведущего на них традиционную хозяйственную деятельность, заключающуюся в занятии рыболовством, оленеводством, охотой, собирательством и другими промыслами.


В результате промышленного освоения северных территорий нарушается экологический баланс в местах традиционного проживания малочисленных народов. Непоправимый урон окружающей среде наносит загрязнение этих территорий отходами нефтяных и газовых промыслов.


Из-за интенсивной эксплуатации транспортных средств разрушается растительный покров земли, происходит обмеление и заиливание нерестовых рек и как следствие уменьшение объемов вылова водных биологических ресурсов.


Сохранение традиционной культуры малочисленных народов является актуальной и многоаспектной задачей, стоящей перед государством и обществом. Важнейшим условием сохранения и трансляции традиционной культуры выступает сохранение и развитие этнических языков малочисленных народов. В современных условиях в этом процессе существует комплекс серьезных проблем разного уровня.


Всего 1% малочисленных народов области владеет родным языком на уровне разговорной речи, и это является препятствием сохранения традиционной национальной культуры, обычаев и традиций. В Сахалинской области в настоящее время сложилась практика изучения родного языка на факультативных занятиях, в рамках кружковой деятельности, а также по инициативе общественности, владеющей родным языком.


В этой сфере существует достаточная региональная нормативная база, свидетельствующая об осознании значимости проблемы на уровне области. Однако вопрос может быть решен только комплексно, что потребует значительных организационных усилий и материальных ресурсов, в первую очередь, на уровне системы образования. Необходимы повышение мотивации к изучению родного языка и развитие кадрового потенциала, прежде всего педагогического. Система профессионального педагогического сопровождения позволит воспитать уважение к национальной культуре и языкам. Помимо этого, необходимо формирование реальной языковой среды. Здесь необходимы два вектора приложения сил - сохранение и поддержка традиционных форм хозяйствования, "консервирующих" и транслирующих традиционную лексику, и развитие национальных средств массовой информации, в деятельности которых отражение современных реалий даст толчок к развитию современного языка. Решение данных задач предоставит родным языкам коренных этносов возможности дальнейшего существования и развития.


Остается достаточно проблем, требующих дальнейшего внимания и системной работы со стороны всех уровней государственной власти, местного самоуправления и общественных организаций малочисленных народов.


Решение указанных проблем возможно путем оказания государственной поддержки малочисленным народам во всех сферах жизнедеятельности.


Также необходимо урегулировать и нормативно-правовую базу на федеральном уровне, а именно:


- расширить перечень видов традиционной хозяйственной деятельности общин, включить этнологический туризм, осуществляемый на территориях традиционного природопользования, в перечень видов возможного использования данных территорий с целью привлечения внимания общественности к культуре и традициям этносов;


- дополнительно выделить средства федерального бюджета Российской Федерации на государственную поддержку мероприятий по развитию северного домашнего оленеводства;


- внести изменения в статью 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства", включив в перечень субъектов хозяйственной деятельности, которые также признаются сельскохозяйственными товаропроизводителями (часть 2), общины коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации;


- внести изменения в статью 91 раздела 2 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна (приказ Минсельхоза России от 23.05.2019 N 267, "Виды запретных орудий и способов добычи (вылова) водных биологических ресурсов"), установив разрешение на применение при осуществлении добычи (вылова) водных биоресурсов в целях ведения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных народов Севера в территориальном море Российской Федерации и внутренних морских водах Российской Федерации, примыкающих к территории Сахалинской области, орудий лова с высотой стенки сети до девяти метров у одного гражданина;


- обеспечение экологической безопасности в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов.