Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года (с изменениями на 1 апреля 2024 года)



Таблица 1. ТИПОЛОГИЗАЦИЯ ГРУПП СУБЪЕКТОВ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

N

Группа субъектов развития

Область интересов стратегического развития

1.

Предприятия базовых секторов, в т.ч.:

1.1.

Предприятия нефтегазового сектора

- обеспечение доступа к передовым технологиям разведки и добычи ресурсов шельфа, в том числе к системе обмена опыта и данными по реализованным проектам нефтегазодобычи

- обеспечение сервисами и инжиниринговыми услугами в области нефтегазодобычи, в том числе за счет локализации нефтегазосервисных предприятий на территории Сахалинской области

- повышение эффективности подготовки кадров на базе региональных образовательных учреждений

- создание условий для разведки и наращивания минерально-сырьевой базы

1.2.

Предприятия угледобывающего сектора

- обеспечение доступа к новым месторождениям на территории области

1.3.

Предприятия рыбохозяйственного сектора

- снижение и устранение законодательных ограничений на вылов ВБР и ведение деятельности в сфере марикультуры

- развитие прибрежной инфраструктуры для судоремонта и иных сервисов

- модернизация нормативно-правовой базы для возможности ведения деятельности в области марикультуры

2.

Предприятия формирующихся кластеров (точек роста), в т.ч. в стройиндустрии, лесопереработки, марикультуры, агропромышленного комплекса, туристического комплекса и др.

- создание новых инструментов поддержки (льготных режимов)

- создание институтов стимулирования инноваций

- разработка механизмов и сервисов для взаимодействия с органами государственной власти, в том числе для ведения инвестиционной деятельности

- модернизация системы образования для обеспечения подготовки кадров в новых направлениях

3.

Организации социальной сферы, в т.ч.:

3.1.

Образовательные и научно-образовательные учреждения

- повышение инфраструктурного обеспечения (обновление фондов)

- повышение квалификации сотрудников образовательных учреждений всех уровней

- повышение конкурентоспособности региональных образовательных учреждений, в т.ч. за счет расширения направлений подготовки на уровнях среднего и высшего образований

- введение новых форматов подготовки на уровнях среднего и высшего образования

- модернизация Сахалинского государственного университета, повышение его статуса и занятие лидерских позиций на Дальнем Востоке

- расширение инструментов поддержки научных коллективов на региональном уровне

- создание лидирующих научно-технологических центров, в том числе в партнерстве с индустрией

3.2.

Лечебно-профилактические учреждения и организации системы здравоохранения

- повышение квалификации кадров за счет реализации новых образовательных программ в различных форматах

- внедрение новых методов, подходов и практик для повышения эффективности профилактики и лечения социально значимых заболеваний

- повышение качества оказания медицинских услуг для населения

4.

Правительство Сахалинской области

- повышение эффективности взаимодействия с региональным и федеральным бизнесом, стимулирование инвестиционной деятельности

- привлечение средств федеральных институтов развития

5.

Муниципальные образования (органы местного самоуправления)

- снижение оттока населения

- выравнивание диспропорций пространственного развития региона за счет развития транспортной и иной инфраструктур

- увеличение числа инвестпроектов на территориях округов

- диверсификация экономики муниципальных образований


Исходя из анализа макроэкономических пропорций, к ключевым факторам социально-экономического развития региона текущего периода следует отнести:


1. Наличие ресурсной базы (нефтегазовые месторождения, угольные месторождения, водные биологические ресурсы) в стадии активного освоения. Ведение бизнеса по освоению ресурсной базы крупными региональными, федеральными и международными компаниями, обеспечивающими рост налоговых поступлений и формирование инфраструктуры для крупных инвестпроектов. В регионе существуют ресурсы с высоким потенциалом для освоения (лес, золото, редкоземельные металлы, не осваиваемые морские биоресурсы) и формирования на их базе новых производственных кластеров.


2. Высокие показатели обеспеченности и стабильности регионального бюджета, которые позволяют направлять значительные средства на развитие социальной сферы, участвовать в крупных инвестиционных проектах, запускать модернизационные мероприятия в инфраструктуре и городской среде.


3. Экономико-географическое положение региона, близость к глобальным экономическим центрам, позволяющие быть интегрированным в растущую экономику АТР. Регион обладает потенциалом наращивания внешнеторгового оборота, прежде всего со странами АТР, за счет ресурсной базы, географического положения, близости к крупнейшим транспортным магистралям (Северный морской путь, "Новый шелковый путь" и др.). Данный фактор сочетается с богатой ресурсной базой региона, потребности в которой у экономик АТР будут расти в долгосрочной перспективе. При этом в АТР наблюдается рост рынков водорода, метанола, новой и альтернативной энергетики, экологического продовольствия и туризма, новых биологических материалов и компонентов, продуктов новой химии, углепереработки, для участия на которых у Сахалинской области есть необходимое сырье и потенциал.