Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года (с изменениями на 1 апреля 2024 года)



4.3.1.2. Ограничения, вызовы и угрозы


Основные ограничения развития туристического рынка в Сахалинской области связаны не только и не столько с турпродуктами и туристическими объектами, сколько с общими для региона проблемами:


1) низкий уровень транспортной доступности и транспортной связности: на Дальнем Востоке нет полноценного пассажирского терминала, при том, что круизный туризм растет опережающими темпами. Потенциальным ответом на данный вызов может стать развитие/благоустройство порта Корсаков как входной точки для круизных туристов.


Аэропорт является "точкой входа и выхода" для многих туристов, прибывающих в Сахалинскую область. С расчетом на увеличение туристического потока существует необходимость в увеличении пропускной способности аэропорта и развития его инфраструктуры. Развитая инфраструктура аэропорта и его функциональное наполнение формируют первое впечатление и особенно важны для делового туризма. Деловые туристы находятся в условиях крайне ограниченного времени. Насыщенность и понятность пространства аэропорта позволяет таким туристам планировать свое время в аэропорту так, чтобы успеть решить некоторые рабочие вопросы, посетить заведения общественного питания, приобрести региональные продукты и сувениры. При этом автоматически формируется поток потребителей для представленного в аэропорту бизнеса.


Помимо слабой связи с материковой частью существует проблема логистики внутри региона, многие туристические объекты находятся в зонах плохой транспортной доступности. Отдельно необходимо выделить проблему низкой развитости зон комфорта в муниципальных образованиях: отсутствие подобных мест накладывает серьезные ограничения на свободу передвижения по региону. Развитие дорожной и придорожной инфраструктуры, приобретение туристских автобусов, оборудованных кондиционерами и туалетами, оборудование зон придорожного сервиса позволят сгладить логистические проблемы;


2) отсутствие узнаваемого бренда (причем не только туристического, но и "общего"): большинство жителей России имеет крайне ограниченное представление о Сахалине, о его социально-экономическом развитии, природных богатствах и культурном потенциале. В общественном сознании Сахалин - остров на краю света, где непонятно, что происходит. Метафорический ряд ограничивается расхожими штампами: "рыба", "море", "проблема курильских островов". Это может являться препятствием для решения задач социально-экономического развития региона; в частности - для привлечения на Сахалин инвестиций, квалифицированных кадров, туристов;


3) централизация средств размещения в Южно-Сахалинске и нехватка КСР в других муниципальных образованиях, как существующих, так и потенциальных, что приводит к необходимости радиальных выездов, которые подразумевают возвращение в г. Южно-Сахалинск;


4) недостаток и низкое качество зон комфорта в муниципальных образованиях;


5) общий недостаток объектов (точек притяжения) и туристического продукта в сфере этнографического туризма, а также точек притяжения для детского, семейного отдыха.


В Приморском крае - регионе-лидере по объему туристического потока в Дальневосточном федеральном округе, по открытым данным Ростуризма, на 1 тыс. км2 территории приходится 2,58 достопримечательностей. В Сахалинской области этот показатель - 0,7. Средний показатель по Дальневосточному федеральному округу - 0,34. Развитие концентрации достопримечательностей путем выявления и формирования новых точек притяжения, усилит конкурентную позицию Сахалинской области и поспособствует росту туристического потока. Сравнение по концентрации достопримечательностей в регионах Дальневосточного федерального округа представлено в таблице 26.