Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года (с изменениями на 1 апреля 2024 года)



6.5.2. Ограничения, вызовы и угрозы


Несмотря на интенсивное развитие ИКТ-инфраструктуры в Сахалинской области и в целом положительные результаты региональных программ развития соответствующей сферы (как уже закончившихся, так и реализуемой программы "Информационное общество в Сахалинской области"), перед регионом стоит несколько серьезных вызовов, связанных с развитием ИТ, связи и цифровых технологий в целом:


1) по состоянию на 2019 г. цифровые и ИТ-технологии вносят недостаточный вклад в повышение производительности экономики Сахалинской области: как и в большинстве регионов Российской Федерации, государственные вложения в ИТ-технологии и инфраструктуры пока не привели к качественным изменениям и систематическому повышению производительности труда в экономике (рисунок 142*). Иными словами, на новом этапе перед Сахалинской областью стоит задача перехода от информатизации к полноценной цифровой трансформации, то есть - к радикальному повышению эффективности отраслей через применение цифровых технологий, а в долгосрочной перспективе - к смене бизнес-моделей в отдельных отраслях;

________________

* Рисунок 142 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


2) система государственного управления в Сахалинской области по-прежнему остается "аналоговой"; при этом амбициозные задачи, стоящие перед регионом в сфере социально-экономического развития, требуют кардинального повышения эффективности государственного управления, в том числе перехода к управлению на основе данных (бизнес-анализ, цифровые системы поддержки принятия решений), внедрения цифрового проектного управления (в том числе через постановку соответствующих программно-аппаратных средств и образовательные программы) и создание цифровых механизмов обеспечения координации и кооперации между отдельными региональными и муниципальными административными подразделениями и бизнесом. Отдельным вызовом в части повышения эффективности госуправления является создание единой цифровой платформы, позволяющей интегрировать разрозненные информационные системы различных ведомств;


3) требуется значительное повышение качества цифровых сервисов, предоставляемых жителям Сахалинской области: несмотря на высокий уровень проникновения мобильных устройств и сети Интернет и, соответственно, достаточно высокий уровень повседневных цифровых навыков, жители региона по-прежнему получают значительную часть государственных услуг в "аналоговом", "бумажном" виде. В первую очередь, такая ситуация связана с высоким уровнем ожиданий потребителей: цифровые государственные сервисы должны быть сопоставимы по качеству с сервисами коммерческими. В регионе уже реализуется ряд успешных с этой точки зрения проектов (в частности, Сахалин.Онлайн, обеспечивающий оперативное реагирование на жалобы и предложения жителей); необходимо довести качество остальных цифровых сервисов до такого же высокого уровня;


4) для реализации цифровых инициатив и проектов в регионе должен быть сформирован центр компетенций в области цифровых технологий. При этом ключевой проблемой является кадровый дефицит: плотность рынка труда в области ИТ в Сахалинской области очень низка даже по сравнению с соседними регионами (рисунок 143*). Кадровый дефицит усугубляется тем, что г. Южно-Сахалинск как основной потенциальный центр развития ИТ, в целом не соответствует требованиям, которые предъявляют к городам и территориям современные высококвалифицированные ИТ-кадры (высокое качество городской среды, наличие доступного и качественного жилья, наличие специализированной офисно-промышленной недвижимости и пр.);

________________

* Рисунок 143 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.


5) для обеспечения реализации цифровых проектов требуется дальнейшее интенсивное развитие инфраструктурной базы цифровизации. Ряд отраслей и направлений (в частности, культура и спорт) не в полной мере обеспечены базовыми ИТ-инфраструктурами. Также ограничено распространение сетей 3G и 4G на территории региона: основными территориями, охваченные сетями, остаются районные центры, соседствующие с г. Южно-Сахалинск, и населенные пункты, расположенные вблизи крупных транспортных автомобильных дорог Сахалинской области (охват мобильной связью автомобильных дорог составляет 75%). При этом и в России, и в мире идет переход к сетям 5G, перспективы развития которых на территории Сахалинской области в настоящее время не ясны.