Показатели | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 |
Число КСР | 67 | 62 | 73 | 87 |
Число номеров в КСР | 2067 | 1943 | 1895 | 2109 |
Кол-во мест в КСР | 6178 | 3679 | 4084 | 6187 |
Если говорить о типологии предлагаемых в регионе турпродуктов, в настоящее время Сахалинская область обладает уже сложившейся туристической специализацией: горнолыжный туризм, экологический/природный туризм, экстремальный туризм, охота и рыбалка; в регионе сложились определенные туристические зоны, предлагающие турпродукты разного вида (рисунок 69*) (в большем разрешении карта приведена в приложении G).
________________
* Рисунок 69 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
В то же время у Сахалинской области отсутствует узнаваемый туристический бренд (например, по сравнению с Камчатским краем, устойчиво ассоциирующимся с целым рядом туристических активностей и продуктов - "китовые экскурсии", "медвежьи экскурсии", "экскурсии на вулканы и гейзеры" и пр.).
При этом существует потенциал для формирования туристического бренда "Курилы". Курильские острова обладают уникальными природными объектами и бальнеологическими ресурсами, что обуславливает высокую потенциальную конкурентоспособность туристической отрасли в сравнении с наиболее близкими конкурентами (о. Хоккайдо, Камчатским краем, Исландией и о. Шпицбергеном). Перспективными турпродуктами являются маршруты для активного экологического туризма, использования геотермальных источников в бальнеологических и лечебных целях, экскурсионные туры на военно-исторические и этнографические тематики, охота и рыбалка, вертолетные прогулки.
В настоящий момент сдерживающими факторами развития туристического кластера на Курильских островах являются: малый номерной фонд гостиниц и отелей; низкая текущая кадровая обеспеченность с учетом потенциала роста въездного туризма на территорию островов; низкая транспортная доступность, сочетаемая с высокой стоимостью перелета и с переменчивыми климатическими условиями; отсутствие портовой инфраструктуры для круизных лайнеров; фрагментированность поставщиков туристических услуг по островам.
С точки зрения экономики туристического сектора, как и в остальных регионах Российской Федерации, в Сахалинской области наибольшую отдачу от турпотока получают коллективные средства размещения: в 2018 г. общий объем гостиничных услуг в регионе составил 1,8 млрд. руб., КСР принесли в региональный бюджет 236 млн. руб. Объем платных туристических услуг, оказываемых жителям региона и въездным туристам, значительно меньше (587,6 млн. в 2018 г.); схожие показатели и у сектора общественного питания: товарооборот общественного питания, приходящегося на туристов, размещаемых в КСР, в 2018 г. составил 695,3 млн. руб.
Иными словами, в настоящее время туризм вносит не слишком значительный вклад в экономику региона: доля туризма в общем объеме платных услуг в регионе составляет 1,1%. Доля организаций с основным видом деятельности "Деятельность гостиниц и предприятий общественного питания" в общем обороте организаций составляет 0,6%. Всего в отрасли занято 2,2% работников организаций региона, но при этом доля объема инвестиций составляет 0,01% (рисунок 70*). По информации министерства финансов Сахалинской области объем поступления налогов по итогам 2018 г. от предприятий в сфере туризма вырос по отношению к аналогичному периоду 2017 г. на 6,5% и составил 30,04 млн. руб., объем налогов со стороны предприятий гостиничного бизнеса - 236 млн. руб. (общий объем гостиничных услуг - 1,8 млрд. руб.).
________________
* Рисунок 70 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
В обозначенных условиях ключевыми рисками для туристического комплекса Сахалинской области являются:
1) риск стагнации и уменьшения туристического потока из-за растущей конкуренции со стороны соседних регионов, в первую очередь, Камчатского края, предлагающего схожие туристические продукты и лучше позиционированного на внутреннем рынке в наиболее платежеспособных регионах - источниках туристического потока (в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге и Ленинградской области). Кроме того, существенная конкуренция имеет место и в секторе горнолыжного туризма;
2) риск несоответствия сложившихся в регионе туристических продуктов и дестинаций (место назначения туристического путешествия) растущим требованиям со стороны потребителей, в особенности - с точки зрения количества и качества коллективных средств размещения;
3) геополитические риски, способные ограничить потенциал региона по привлечению туристов из Юго-Восточной Азии.
Несмотря на обозначенные выше риски, у Сахалинской области есть ряд возможностей по интенсификации развития рынка туризма: