Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года (с изменениями на 1 апреля 2024 года)



7.3.2. Борьба с изменением климата


Скорость потепления климата на территории Российской Федерации выше среднемировой, что обусловлено особенностями географического положения и климата. На территории Сахалинской области повышение среднегодовой температуры за последние 75 лет составляет около 1 градуса.


Воздействие изменения климата имеет комплексный характер и создает значительные риски, прежде всего для населения, инфраструктуры и климатозависимых отраслей экономики. К числу климатозависимых относятся отрасли, обеспечивающие более 65% ВРП Сахалинской области.


Сахалинская область во исполнение принятых Российской Федерацией обязательств по Парижскому соглашению (распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.09.2019 N 1228-р), а также Стратегии социально-экономического развития России с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 октября 2021 г. N 3052-р) предпринимает меры по сокращению антропогенных выбросов парниковых газов и увеличению их поглощения, а также адаптации к изменениям климата.


Основные выбросы парниковых газов в Сахалинской области обусловлены деятельностью предприятий энергетического сектора (95% региональных выбросов в 2019 г.), что характерно для Российской Федерации в целом. Для снижения энергетических выбросов в регионе приняты программы по повышению энергетической эффективности, газификации жилищно-коммунальной сферы (перевод угольных котельных на природный газ), развитию газомоторного и электротранспорта.


Глобальный энергопереход формирует новые тренды для устойчивого развития мировой энергетики и экономики и наряду с постепенным отказом от ископаемого топлива создает предпосылки для появления в мировой экономике рынков новых энергоресурсов. Уникальные географические и климатические особенности Сахалинской области создают потенциал для развития "зеленой" энергетики на основе различных видов возобновляемых источников и водорода.


Высокие уровни поглощения парниковых газов обеспечиваются за счет мероприятий по устойчивому управлению лесами, площадь которых составляет 68% территории региона. Таким образом, в Сахалинской области имеются объективные предпосылки определить углеродную нейтральность в качестве целевого ориентира сокращения выбросов парниковых газов на 2025 г.


Многие компании, осуществляющие деятельность в Сахалинской области, установили добровольные обязательства по сокращению выбросов парниковых газов или компенсации выбросов, применяя соответствующие механизмы реализации климатических проектов. Данные меры не только обеспечивают выполнение экологического законодательства, но также повышают эффективность использования энергетических ресурсов.


Углеродное регулирование, в том числе запуск первого в России регионального углеродного рынка, инфраструктура для реализации климатических проектов в совокупности с мерами поддержки создаст дополнительные стимулы для внедрения низкоуглеродных технологий и производства товаров с низким углеродным следом на Сахалине и Курилах. Спрос на такую продукцию будет расти в АТР и в мире.


Адаптация к изменению климата становится важным элементом климатической политики. В соответствии с Национальным планом мероприятий первого этапа адаптации к изменениям климата на период до 2022 г. (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25.12.2019 N 3183-р) в области будет разработан региональный план адаптации к изменениям климата с учетом социально-экономических и природно-климатических особенностей региона.


Мероприятия по снижению выбросов парниковых газов, увеличению их поглощения и адаптации к изменениям климата содействуют достижению многих целей регионального развития и Национальных проектов. В этой связи климатические вопросы выходят за рамки чисто экологической повестки и становятся межсекторальными, что требует особого подхода к обеспечению взаимодействия ответственных органов власти и организаций.


Дальнейшая реализация мер по снижению выбросов парниковых газов, увеличению их поглощения, адаптации к изменению климата, ведение углеродной отчетности потребуют соответствующих знаний и компетенций. Особые потребности в кадровых ресурсах обусловлены внедрением в Сахалинской области новых низкоуглеродных технологий, что, безусловно, создает дополнительные возможности для профильных учебных заведений региона.


Климатическая проблематика также становится отдельным направлением научно-исследовательской деятельности, благодаря которой в регионе на основании имеющегося задела могут вырасти новые научные школы.