Алтайский край - один из приграничных регионов Российской Федерации, социально-экономическое развитие которого во многом обусловлено его включением в систему международных отношений. В настоящее время развитие международных связей Алтайского края активно осуществляется в рамках Евразийского экономического союза (основными партнерами выступают Республики Казахстан и Беларусь), сотрудничества со странами СНГ (Республики Узбекистан, Таджикистан), наращивания потенциала взаимодействия с Азиатско-Тихоокеанским регионом, прежде всего с Республикой Корея, Китайской Народной Республикой и Монголией, развития сотрудничества с государствами Евросоюза (основные внешнеторговые партнеры - Германия, Финляндия). Развитие внешнеэкономического взаимодействия с государствами Центральной Азии, особенно расположенными в непосредственной близости от региона или имеющими границу с ним (Китай, Казахстан, Монголия), для Алтайского края имеет стратегический характер.
Приграничное расположение Алтайского края серьезно влияет на миграционную ситуацию в регионе. Через территорию края из регионов Центральной Азии ежегодно проходят транзитные миграционные потоки объемом более 600,0 тысяч человек в год. На территорию региона с различными целями прибывает до 100,0 тысяч иностранных граждан, вместе с тем, присутствует как естественная, так и миграционная убыль населения - за три года население Алтайского края уменьшилось на 43,8 тысячи человек.
Динамика демографической и миграционной ситуации в Алтайском крае влияет на трансформацию национального и религиозного состава населения одного из самых многонациональных субъектов страны. Указанная трансформация сопровождается как положительными, так и отрицательными последствиями в различных формах, в том числе и в форме роста потенциала межнациональных и межрелигиозных конфликтов.
В "Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года" определены источники угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности Российской Федерации. Одной из угроз является экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране.
В результате своего географического расположения Алтайский край потенциально является объектом внимания как отечественных, так и зарубежных экстремистских и террористических организаций, действующих в регионах Центральной и Малой Азии, Закавказья. У эмиссаров экстремистских и террористических организаций и вербовщиков радикальных группировок основной целью является вовлечение в свою среду молодежи. В настоящее время в Российской Федерации запрещены 73 экстремистские и 32 террористические организации, большинство из которых подчиняется зарубежным центрам управления, активно использующим в своих идеологических системах различные религиозные или националистические составляющие.
На территории Алтайского края в рамках общефедеральной ситуации сохраняются угрозообразующие факторы, влияющие на потенциал развития экстремистских настроений и формирования экстремистских сообществ, особенно в молодежной среде. В результате ошибок в реализации миграционной политики муниципалитетами на местах имели место незначительные этноконфессиональные конфликты. На фоне динамики миграционных потоков в регион растет число иностранных учащихся, которые являются гражданами государств с иной политико-правовой системой противодействия экстремизму. Осуществляют миссионерскую деятельность зарубежные эмиссары нетрадиционных для региона религиозных организаций. Постоянно фиксируются факты попыток провоза членами радикальных сообществ через государственную границу Российской Федерации литературы, признанной в России экстремистской, содержащей экстремистские тексты, деструктивные культовые практики, опасные для здоровья, особенно несовершеннолетних.
В настоящее время в регионе имеют место отдельные проявления агрессивных настроений в обществе на фоне обострения внешнеполитических и усиления миграционных процессов. Присутствует низкий уровень социально-правовой и этнокультурной адаптации мигрантов на территории региона. Отмечается изменение интерактивных методов распространения экстремистской и иных радикальных идеологий, в том числе идеологии терроризма, как через информационную сеть Интернет, так и через систему мессенджеров, основным пользователем которых является молодежь.
В период 2015 - 2019 годов в Алтайском крае имели место факты задержания и привлечения правоохранительными органами к ответственности лиц, причастных к преступлениям экстремистского характера, распространению экстремистской литературы, деятельности ряда отечественных и международных экстремистских организаций, факты вовлечения граждан Российской Федерации в участие в незаконных вооруженных формированиях за рубежом; судами различного уровня были вынесены обвинительные приговоры.
Проблема профилактики мотивированной ксенофобии, распространения радикальных идеологий как основы экстремизма и идеологии терроризма, в том числе через миграционные каналы, таким образом, является неотъемлемым условием предотвращения совершения так называемых "преступлений ненависти" и стабильного функционирования и развития всех систем жизнеобеспечения в Алтайском крае. С учетом важности и сложности задач профилактики проявлений экстремизма, ксенофобии, межэтнической, межнациональной и межрелигиозной конфликтности, эффективное их решение не может быть достигнуто в рамках деятельности отдельного органа исполнительной власти региона.
Задачу противодействия экстремизму выполняет Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" посредством Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года, утвержденной Президентом Российской Федерации 28.11.2014 N Пр-2753 (далее - "Стратегия").
Правительство Алтайского края в рамках своих полномочий, определенных законодателем в Федеральном законе от 25.07.2002 N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" и Стратегии, предпринимает следующие действия.
Организовано взаимодействие территориальных органов федеральных органов государственной власти, исполнительных органов Алтайского края, органов местного самоуправления по противодействию экстремизму и профилактической работе с целью предупреждения экстремистских проявлений, а также мониторинг реализации мер, направленных на противодействие экстремистским проявлениям. С целью осуществления указанного взаимодействия с 2011 года действует комиссия Алтайского края по противодействию экстремизму (далее - "Комиссия"). Для актуализации полномочий в соответствии с действующим законодательством, а также совершенствования мер, направленных на противодействие экстремизму Постановлением Правительства Алтайского края от 25.02.2019 N 56 утверждено обновленное положение о Комиссии. В настоящее время Комиссия обеспечивает взаимодействие с территориальными органами федеральных органов государственной власти в области противодействия экстремизму и его профилактики, с исполнительными органами Алтайского края, органами местного самоуправления, общественными объединениями и религиозными организациями. В 2018 году были созданы профильные комиссии по противодействию экстремизму во всех муниципальных образованиях Алтайского края, утверждены соответствующие положения, планы и программы.
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 04.08.2023 N 295)
В рамках Комиссии постоянно осуществляется мониторинг политических, миграционных, этноконфессиональных и иных процессов, влияющих на ситуацию в области распространения экстремистских настроений, анализ информации о потенциале возникновения, формах проявления и тенденциях возможного развития экстремизма различной направленности на территории Алтайского края.