Действующий

Об утверждении стратегии социально-экономического развития города Курска на 2019 - 2030 годы (с изменениями на 15 ноября 2024 года)




Рисунок 7. Динамика налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений в бюджет города Курска, 2008 - 2019 годы


На рисунке показана динамика исполнения налоговых и неналоговых доходов бюджета города Курска с 2008 года по 2019 год. Налоговые доходы в 2008 году составили 2173 млн. руб., через 10 лет, по итогам 2018 года их рост составил всего лишь 11,7% от уровня 2008 года (без учета инфляции).


Неналоговые доходы в 2018 году составили 53,7% от уровня 2008 года. За 10 лет они уменьшились с 1047 млн. руб. до 562 млн. руб.


Одновременно безвозмездные поступления в бюджет города в виде субсидий и субвенций возросли за исследуемый период с 2376 млн. руб. до 6489 млн. руб., или в 2,7 раза.


Значительным остается объем муниципального долга, который на 1 января 2019 года составил 2,4 млрд. руб.


Основными доходными источниками, формирующими доходную базу бюджета города Курска, на протяжении многих лет являются: налог на доходы физических лиц (НДФЛ), земельный налог и доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности города, доля которых в общей сумме налоговых и неналоговых доходов составляет 40,1%, 19,1% и 10,1% соответственно (см. приложение 2).


Изменение структуры доходных источников обусловлено изменением бюджетного законодательства не в пользу местных бюджетов. Так, анализ динамики изменения нормативов отчислений налогов в местные бюджеты за 1998 - 2016 годы показывает, что наиболее значимые налоги постепенно централизуются на федеральном и региональном уровнях, вследствие чего происходит снижение собственных доходных источников местных бюджетов.


Начиная с 2014 года, вступили в силу изменения в бюджетном законодательстве в части уменьшения норматива зачисления НДФЛ в бюджеты городских округов с 20 до 15%. Потери бюджета города за счет данного источника составляют около 950 млн руб. ежегодно.


Причиной снижения неналоговых доходов бюджета города Курска является изменение с 2016 года (в сторону уменьшения) кадастровой стоимости земельных участков в соответствии с постановлением Администрации Курской области от 16.12.2016 N 904-па "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Курской области", от размера которой зависит объем арендной платы за землю. По этой причине доходная часть бюджета города уменьшилась в 2017 году на 20 млн. руб., в 2018 году - на 42 млн. руб.


Кроме того, с 2014 года в бюджет города не поступают штрафы, взимаемые миграционной службой, которые оцениваются в объеме 10 млн. руб.


В целях увеличения поступления неналоговых доходов с июня 2016 года на территории города Курска введены в действие платные парковки (парковочные места) и со второй половины 2017 года в соответствии с Законом Курской области от 04.01.2003 N 1-ЗКО "Об административных правонарушениях в Курской области" в бюджет города Курска поступают штрафные санкции за нарушение правил пользования парковками (парковочными местами). В целом дополнительные поступления за два с половиной года составили 16,5 млн. руб.


Проведенный анализ показал, что повышение собственных доходов возможно только за счет изыскания дополнительных источников доходов при неизменности доходного потенциала: это оценка эффективности налоговых льгот, повышение собираемости налогов и сборов, рост налоговой базы по земельному налогу и по налогу на имущество физических лиц, повышение эффективности использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, и др.


Анализ исполнения расходов в разрезе функциональной классификации за 2014 - 2018 годы показывает, что наибольший удельный вес в структуре расходов от общих расходов занимают расходы на образование: 2014 год - 54,3%, 2015 год - 59,7%, 2016 год - 59,8%, 2017 год - 51,8%, 2018 год - 53,9%. Рост расходов на образование в значительной степени связан с потребностью выкупа новых построенных школ в Курске (N 60 и N 61), а также с необходимостью реализации "майских указов" Президента Российской Федерации по повышению уровня оплаты труда работникам образования.


В целом расходы, направляемые на развитие социально-культурной сферы, доминируют в общих расходах: в 2016 году - 78,5%, в 2017 году - 71,9%, в 2018 году - 76,0%.


Основные проблемы: