Системные проблемы и вызовы долгосрочного развития:
преимущественно индустриальная городская среда без учета современных стандартов городской мобильности;
относительно большая площадь города по отношению к численности жителей, что обуславливает относительно высокие издержки на инфраструктуру и разреженность городского пространства;
территории с наиболее высокой плотностью населения изолированы друг от друга, "разорванность" отдельных районов города;
микрорайонный характер застройки для значительного числа городской территории, отсутствие четких границ между общегородской и дворовой территорией для микрорайонов;
высокая степень износа асфальтового покрытия дворовых проездов и тротуаров и их несоответствие действующим нормативным документам; асфальтобетонное покрытие на 60% дворовых территорий имеет высокий физический износ;
несоответствие уровня освещения дворовых и общественных территорий требованиям национальных стандартов;
перегрузка исторического центра крупными объектами торговой инфраструктуры;
хаотичная парковка автомобилей в зонах зеленых насаждений, на детских и спортивных площадках и во дворах, препятствующая пешеходному движению;
недостаточная обеспеченность дворовых территорий и общественных пространств многоквартирных домов элементами благоустройства (урны, скамейки, детские и спортивные площадки, контейнерные площадки для сбора твердых коммунальных отходов).
Лучшие мировые практики и тренды:
ограничение микрорайонного подхода к застройке, развитие квартальной застройки (четкое деление на улицы и дворы, пониженная этажность, более высокая плотность застройки, человеко-ориентированный масштаб строительства и др.);
развитие многофункциональных общественных пространств для жителей всех возрастов;
формирование человеко-ориентированной городской среды (пешеходная инфраструктура);