N | Обозначение АГНКС | Расположение АГНКС | Год ввода в эксплуатацию | Проектная производительность, куб. м в сутки | Проектное количество заправок в сутки | Среднее фактическое количество заправок в сутки |
1. | АГНКС-1 | г. Якутск | 2007 год | 27 360 | 180 | 45 |
2. | АГНКС-2 | г. Якутск | 2013 год | 20 640 | 150 | 23 |
3. | АГНКС-3 | г. Якутск | 2015 год | 31 800 | 240 | 60 |
4. | АГНКС | г. Мирный | 2016 год | 31 800 | 240 | 60 |
5. | АГНКС | п. Айхал | 2016 год | 31 800 | 240 | 25 |
За время работы АГНКС более 1 тыс. ед. автотранспорта переведено на КПГ, модельный ряд которых представляют различные автотранспортные средства (ЛИАЗ, ЛАЗ, ПАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, ГАЗ, УАЗ, Газель, Волга, ВАЗ, а также "иномарки").
Сеть автомобильных газозаправочных станций (далее - АГЗС) Республики Саха (Якутия) представлена порядка 20 АГЗС ПАО "ЯТЭК", АО "Сахатранснефтегаз", частных организаций и индивидуальных предпринимателей. При этом зарегистрированных автотранспортных средств в Республике Саха (Якутия), использующих сжиженный углеводородный газ, составляет порядка 12 тыс. ед. Существуют и функционируют 13 станций по установке газобаллонного оборудования на сжиженном углеводородном газе.
В целях расширения использования природного газа в качестве моторного топлива для транспорта и техники специального назначения необходимо создание широкой сети АГЗС и центров по переводу автомобилей на газобаллонное оборудование за счет строительства передвижных и стационарных АГЗС и многотопливных АЗС.
Несмотря на достигнутые результаты, использование КПГ не получило в республике достаточно широкого распространения в силу отсутствия развитой сети АГНКС. Работа по замене и переводу автотранспортных средств на использование КПГ не носила системный и комплексный характер, практически не затрагивала бюджетные организации. Для использования газомоторного топлива на автотранспорте технологически необходимо использование традиционного вида топлива в количестве от 10 до 30%.
Таким образом, предполагается осуществление следующих мероприятий в целях обеспечения и развития рынка газомоторного топлива в целом:
расширение сети АГНКС и АГЗС за счет строительства станций и центров по переводу автомобилей на газобаллонное оборудование по всей территории республики;
перевод автотранспортных средств на сжиженный углеводородный газ и компримированный природный газ;
развитие многотопливных автозаправочных станций путем реконструкции существующих в Республике Саха (Якутия) автозаправочных станций.
В рамках разработки мер стимулирования развития газомоторного топлива предполагается реализация мероприятий по субсидированию части затрат компаний, осуществляющих их строительство и реконструкцию.
Одним из векторов реализации программы является создание условий для физических лиц для эффективного снижения издержек на содержание автотранспортных средств. Так в настоящее время в Республике Саха (Якутия) инициируется вопрос о применении налоговых льгот, предусматривающих снижение ставки транспортного налога в отношении автомобилей, использующих газомоторное топливо, ведется работа по разработке правового механизма, призванного не только сократить издержки на содержание транспортных средств, но и поощряющего переход на газомоторное топливо. Также в целях развития данного направления планируется разработка мер по упрощению процедуры предоставления компаниям, реализующим строительство автозаправочных станций, земельных участков под размещение газозаправочных станций на территории Республики Саха (Якутия).
Нахождение оптимального соотношения методов развития газомоторного топлива, ориентированных на создание условий для физических лиц и компаний владельцев автозаправочных станций, должно стать одним из инструментов поступательного развития газомоторного топлива в республике.