Недействующий

О государственной программе Республики Саха (Якутия) "Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия) на 2020 - 2024 годы" (с изменениями на 7 сентября 2021 года)



1. Социально-экономическое развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия)


В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 г. N 296 "О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации" в состав сухопутных территорий Арктической зоны Российской Федерации входят территории муниципальных образований Республики Саха (Якутия): Абыйский улус (район), Аллаиховский улус (район), Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район), Булунский улус (район), Верхнеколымский улус (район), Верхоянский район, Жиганский национальный эвенкийский район, Момский район, Нижнеколымский район, Оленекский эвенкийский национальный район, Среднеколымский улус (район), Усть-Янский улус (район), Эвено-Бытантайский национальный улус (район).


Арктическую зону Якутии отличает целостность природно-хозяйственных систем, обусловленная спецификой природных условий и природно-ресурсной базы, внутренним инфраструктурным единством транспортного и энергетического каркаса, формированием межрайонных кластерных связей, единым государственным управлением.


Районы, расположенные на территории Арктической зоны Республики Саха (Якутия), отличаются экстремальными климатическими условиями, которые относятся к абсолютно и экстремально дискомфортным зонам для проживания человека; существенными инфраструктурными ограничениями, в первую очередь, труднодоступностью, отсутствием круглогодичной наземной транспортной системы, связывающей Арктическую зону с соседними территориями и населенные пункты внутри зоны; повышенной ресурсоемкостью и внешнеэкономическим северным удорожанием в его экстремальной арктической форме (арктическое удорожание), обусловленными особенностями территории; крайне высокими издержками и низкой конкурентоспособностью отраслей местного производства.


Наблюдаются дисбаланс в экономическом развитии, значительный разрыв между арктическими районами и остальными районами республики по уровню социально-экономического развития. Показатели социально-экономического развития арктических районов значительно отстают от общереспубликанских средних показателей.


По предварительной оценке численность населения 13 арктических районов республики на 1 января 2019 г. составила 67 674 человека. Удельный вес в общей численности населения республики составляет 7,0%, в то время как по занимаемой площади - 52,2%. Плотность населения составляет 0,04 человека на 1 кв. км. Наиболее многочисленное население проживает в Верхоянском районе и составляет 11,1 тыс. чел. (16,5% от населения Арктической зоны), наименьшая численность - в Аллаиховском районе, 2,7 тыс. чел. (4,0%).


Структура размещения населенных пунктов Арктической зоны Республики Саха (Якутия) обладает высокой дисперсностью (за исключением Жиганского района, все населенные пункты которого расположены по линейному типу вдоль р. Лены) и большим количеством малых сельских поселений (всего 29), труднодоступных населенных пунктов (всего 86) (наибольшее количество сосредоточено в Верхоянском и Среднеколымском районах). В 13 районных центрах и 4 населенных пунктах с населением свыше 1 000 человек (г. Верхоянск, с. Юрюнг-Хая, с. Казачье, с. Кюсюр) сосредоточено 60% населения Арктической зоны Республики Саха (Якутия) (40 691 чел.). Четверть населения (16 746 чел.) проживает в 65 поселениях с численностью менее 500 человек, 15% населения (10 237 чел.) - в 15 поселениях с численностью от 500 до 1 000 человек. В остальных 22 населенных пунктах постоянное население отсутствует.


Арктические районы относятся к зоне децентрализованного электроснабжения (кроме п. Черский) на базе источников электроэнергии малой мощности, преимущественно дизельных электростанций, что значительно удорожает стоимость киловатт-часов (далее - кВт.ч) электроэнергии, не позволяет рационально использовать структуру энергетического хозяйства и повысить надежность энергоснабжения. Более 60% себестоимости вырабатываемой электроэнергии в арктических районах приходится на топливную составляющую. Функционируют 85 дизельных и 8 солнечных электростанций. Суммарный объем отпуска электроэнергии составляет 192 млн кВт.ч в год. Современное состояние энергетического хозяйства характеризуется наличием большой доли физически и морально устаревшего оборудования.


Основой транспортного каркаса Арктической зоны являются: реки Анабар, Лена, Яна, Индигирка и Колыма; участок Северного морского пути от устья реки Лены до устьев арктических рек; морской порт Тикси, 3 речных порта (ООО "Зеленомысский речной порт", Белогорский судоходный участок, речной порт в п. Нижнеянск) и причалы на малых арктических реках в населенных пунктах Усть-Куйга, Батагай, Зырянка, Юрюнг-Хая; региональные и местные автозимники; 14 аэропортов, входящих в состав ФКП "Аэропорты Севера" (Саскылах, Оленек, Жиганск, Тикси, Усть-Куйга, Саккырыр, Батагай, Депутатский, Мома, Белая Гора, Чокурдах, Черский, Среднеколымск, Зырянка); 53 авиаплощадки.


Круглогодичная наземная транспортная система, связывающая Арктическую зону с соседними территориями и населенные пункты внутри зоны, отсутствует. Все пассажирские перевозки как в дальнем, там и во внутрирайонном сообщении, осуществляются только воздушным транспортом, в то время как для грузовых перевозок используются также сезонные виды транспорта - автозимники и внутренние водные пути.


Доля транспортных издержек в стоимости конечного продукта в разы превышает среднероссийский уровень, доходя до 40 - 70%, а в стоимости завозимой продукции может превышать 80%. Короткие сроки функционирования автозимника (до 46 суток), навигации на Северном морском пути (около 2 месяцев) и арктических реках (от 20 суток до 4 месяцев) сказывается на увеличении запасов товарно-материальных ценностей, что влечет привлечение дополнительных затрат на организацию доставки грузов в чрезвычайном порядке.


Ввиду малой плотности населения качественная интернет-связь для большинства недоступна, площадь покрытия GSM сосредоточена вблизи населенных пунктов, при этом потребителям предлагается лишь голосовая связь, смс и интернет по технологии 2G. В результате сохраняется состояние "цифрового неравенства" Арктической зоны Республики Саха (Якутия), остаются недоступными электронные услуги по мобильной связи.


В районах Арктической зоны отмечается сохранение наиболее критической наполняемости обучающихся (2 - 3 ученика), а также наибольшее количество малокомплектных школ (свыше 50%). Ресурсное обеспечение общеобразовательных школ Арктической зоны Республики Саха (Якутия) в целом наиболее низкое по всей республике: обеспеченность благоустроенными школами арктической зоны в среднем составляет всего 32%, в капитальном ремонте нуждаются большинство школ макрорайона, в аварийном состоянии 12% школ. Отсутствие конкуренции среди учеников, необустроенность образовательных учреждений напрямую коррелируют с низкими показателями успеваемости.


Республика несет дополнительную нагрузку на содержание сверх нормативной сети медицинских организаций и их структурных подразделений (круглосуточные койки, штаты врачей и среднего медицинского персонала) в малочисленных и труднодоступных населенных пунктах. При этом выполнение полного объема проведения предварительных и периодических осмотров, медицинских освидетельствований невозможно вследствие отсутствия в маломощных центральных районных и участковых больницах "узких" специалистов, не предусмотренных по методикам расчета штатов нормативных документов. Неудовлетворительное состояние материально-технической базы центральных районных больниц обусловлено большим физическим износом зданий и сооружений, построенных в период 1960 - 1990 г.г., по типу исполнения 83% зданий являются деревянными.


Доля аварийного жилищного фонда в Арктической зоне Республики Саха (Якутия) составляет 13,2 процента (или 212 тыс. кв. м), особенно высока доля аварийного жилья в Верхнеколымском (38,9 процента), Аллаиховском (28,0 процента), Оленекском (20,8 процента), Абыйском (14,0 процента) районах.