В республике последовательно реализуется комплекс мер, направленных на внедрение современных информационных технологий. С 2011 года в рамках программы модернизации здравоохранения изменился подход к информатизации здравоохранения - от учетных программ к продуктам, автоматизирующим непосредственно деятельность врача, что требовало внедрение более современных систем.
В 2014 году в Республике Саха (Якутия) завершился первый этап создания ЕГИСЗ - многие лечебно-профилактические учреждения получили защищенные сети и доступ к Интернету, обзавелись автоматизированными рабочими местами и начали осваивать медицинские информационные системы. В 2014 году был внедрен модуль медицинской информационной системы (МИС) "Электронная медицинская карта" (ЭМК). С начала 2015 года все медицинские организации, работающие в системе ОМС, были переведены на единую региональную медицинскую информационную систему, в результате построена модель регионального сегмента ЕГИСЗ (РС ЕГИСЗ), которая состоит из двух частей, взаимосвязанных между собой: МИС МО и региональный МИС с обеспечением централизации хранения и обработки данных. Подсистемы развернуты на мощностях Центра обработки данных Правительства Республики Саха (Якутия) и Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия).
Ключевые функции, реализованные в МИС и использующиеся медицинскими работниками: электронная медицинская карта, электронная регистратура, льготное лекарственное обеспечение, мониторинг беременных, учет смертности, диспансеризация, электронный листок нетрудоспособности и др. В 2016 году проведена работа по интеграции с федеральными сервисами - интегрированная ЭМК и федеральная электронная регистратура. В 2018 году введены в работу подсистема "Интеграционный сервис "ИЭМК", функционал "Навигатор ЭМК", обеспечивающие возможность аккумулировать медицинскую информацию о случаях стационарного и амбулаторного лечения для сохранения в ЭМК с целью создания единой базы пациентов.
Централизация потоков пациентов и интеграция с федеральной электронной регистратурой выполняется через региональную шину Центра обработки данных Министерства здравоохранения Республики Саха (Якутия). Возможность для самостоятельной записи пациентов предоставлена через ЕПГУ, РПГУ, отраслевой портал пациента "http://er14.ru", мобильное приложение и информационные киоски, расположенные в медицинских организациях. Предварительная запись пациентов на прием к врачам, к которым необходимо наличие направления, осуществляется через специализированный портал в защищенной сети. Расписания приемов медицинских специалистов и запись на прием осуществляется в системе МИС "Электронная регистратура". С момента внедрения подсистемы в электронном виде на прием к врачам записались около 1,5 млн. чел.
65 юридических лиц, оказывающих медицинскую помощь, работают с МИС. Создано около 1 млн. уникальных электронных медицинских карт, что составляет 100% от населения республики. В составе ЕРМИС реализован модуль "Льготное лекарственное обеспечение (ЛЛО)", обеспечивающий осуществление выписки льготных рецептов, управления товарными запасами и контроля реализации программ льготного лекарственного обеспечения. В отдельных 15 медицинских организациях функционирует лабораторная информационная система, обеспечивающая автоматизацию процессов в лаборатории и обмен данными с лечащим врачом. Автоматизированы процессы, связанные с выпиской электронных листов нетрудоспособности (ЭЛН) путем интеграции с информационным шлюзом Фонда социального страхования, выписано и передано более 105 тысяч ЭЛН.
В 2017 году принят и вступил в силу с 1 января 2018 года Федеральный закон 242-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам применения информационных технологий в сфере охраны здоровья", который также известен как "Закон о телемедицине". Согласно пункту 7 статьи 3 242-ФЗ консультации пациента или его законного представителя медицинским работником с применением телемедицинских технологий осуществляются в целях:
профилактики, сбора, анализа жалоб пациента и данных анамнеза, оценки эффективности лечебно-диагностических мероприятий, медицинского наблюдения за состоянием здоровья пациента;
принятия решения о необходимости проведения очного приема (осмотра, консультации).
Таким образом, оказание услуг телемедицинской консультации посредством инфокоммуникационных технологий, в частности, повторной медицинской консультации (врач-пациент) разрешено в рамках принятой нормативно-правовой базы.
Во всех центральных районных больницах организованы телемедицинские пункты, проведена организационная и практическая работа по оснащению телемедицинским оборудованием лечебно-профилактических учреждений республики с подключением центральных районных больниц к корпоративной широкополосной сети Интернет. Ежегодно проводится более 10 тысяч дистанционных консультаций. На базе ГКУ РС(Я) "Республиканский центр медицины катастроф" функционирует телемедицинский центр для проведения экстренных телемедицинских консультаций. Крупные республиканские больницы и диспансеры включены в систему Федеральной телемедицинской сети Минздрава России.
В 2018 году стартовал региональный проект по внедрению системы оказания медицинской помощи с применением телемедицинских технологий при дистанционном взаимодействии между врачом и пациентом ("врач-пациент"), представленной в виде веб- и мобильного приложений "Облачная поликлиника" с идентификацией через ЕСИА и интегрированной с медицинской информационной системой с оформлением счетов-реестров по ОМС. Кроме телемедицинских консультаций в республике используются методы телеметрии и дистанционного мониторинга - удаленная расшифровка ЭКГ, суточного мониторирования ЭКГ и мониторинг артериального давления.
Развитие информационно-телекоммуникационных технологий в сфере здравоохранения способствует повышению доступности и качества оказания медицинской помощи населению. Внедрение системы интегрированной электронной медицинской карты единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения позволит сократить количество посещений пациентами медицинских организаций для получения справок, рецептов и иных документов, увеличить вовлеченность граждан в лечебно-диагностический процесс, сократить врачебное время на непрофильную деятельность, обеспечить врача всей необходимой информацией о состоянии здоровья пациента, предоставляемых ему медицинских услугах, а также осуществлять дистанционное взаимодействие посредством телемедицинских технологий.
В рамках регионального проекта "Создание единого цифрового контура в здравоохранении Республики Саха (Якутия)" запланировано создание механизмов информационного взаимодействия медицинских организаций на основе ЕГИСЗ, что обеспечит повышение эффективности функционирования системы здравоохранения на всех уровнях и создаст условия для использования гражданами электронных услуг и сервисов в сфере здравоохранения.
Развитие информационных технологий и появление прогрессивных технологий вычисления и обработки информации позволит применять в области охраны здоровья прогностические подходы, основанные на моделировании. В первую очередь интерес вызывает возможность формирования персонализированных подходов к прогнозированию предрасположенности к развитию заболевания и к индивидуальной профилактике и лечению на основе персональных особенностей человека.