ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 10 декабря 2019 года N 417


О государственной программе Республики Северная Осетия-Алания "Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания"

(с изменениями на 20 мая 2025 года)

(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 29.07.2021 N 225, от 24.09.2021 N 318, от 10.11.2021 N 382, от 24.12.2021 N 496, от 20.12.2022 N 563, от 29.12.2023 N 633, от 09.07.2024 N 318, от 27.12.2024 N 598, от 20.05.2025 N 174)




Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:


1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Северная Осетия-Алания "Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания".


(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24.09.2021 N 318, от 27.12.2024 N 598)


2. Утратил силу. - Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 29.07.2021 N 225.


3. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2020 года.



Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
Т.ТУСКАЕВ



Утверждена
Постановлением Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
от 10 декабря 2019 г. N 417



ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ "РАЗВИТИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ-АЛАНИЯ"

(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 27.12.2024 N 598, от 20.05.2025 N 174)




1. Оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы


Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства являются одними из основных приоритетов развития народного хозяйства Республики Северная Осетия-Алания, в том числе для предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг в целях обеспечения населению комфортных условий проживания.


В настоящее время в системе топливно-энергетического комплекса (далее - ТЭК) и жилищно-коммунального хозяйства (далее - ЖКХ) сложилась тяжелая ситуация из-за большого износа имущественного актива, который составляет от 60% до 80%, а то и более, отсутствия собственных финансовых средств для оздоровления финансово-хозяйственной деятельности предприятий отрасли, образовавшейся большой кредиторской задолженности, слабого менеджмента, невключения в течение долгого периода в тарифы инвестиционной производственной и ремонтных программ, инвестиционной составляющей и т.д.


Серьезной проблемой в настоящее время является высокая степень износа водопроводных сетей и объектов водоснабжения. Физический износ трубопроводов и насосно-силового оборудования составляет порядка 75%. Срок эксплуатации трубопроводов превышает нормативный. Количество аварийных ситуаций увеличивается с каждым годом, а качество воды при транспортировке по стальным трубам снижается.


Протяженность магистральных и уличных водопроводных сетей в республике составляет 3701,56 км. В эксплуатации находятся 198 водозаборов, в том числе 280 скважин и 27 каптажей и дрен, общей мощностью 610 тыс. куб.м/сутки.


Из-за ветхости необходимо из 3701,56 км сетей водоснабжения заменить 2243,15 км, в том числе в г. Владикавказ из 705 км требуется замена 556,7 км.


В рамках капитального и текущего ремонта с 2023 года произведена замена ветхих водопроводных сетей протяженностью 24 км на сумму более 400 млн. рублей и 1,5 км сетей водоотведения, отремонтировано и установлено 80 пожарных гидрантов, заменено 150 единиц запорной арматуры.


Негативная ситуация сложилась и в системе водоотведения республики. Особую тревогу вызывает отсутствие очистных сооружений канализации (далее - ОСК), а также выход из строя существующих очистных сооружений. Протяженность канализационных сетей республики составляет 836 км.


Установленная пропускная способность ОСК 354 тыс. куб.м/сут., в том числе 347,5 тыс. куб.м/сут. сооружений механической очистки и 325,5 тыс. куб.м/сут. сооружений биологической очистки.


Из 14 централизованных систем водоотведения, расположенных на территории республики, функционируют и осуществляют биологическую и механическую очистку ОСК г. Моздок и только механическую очистку ОСК г. Владикавказ.


Необходимо из 835,82 км сетей водоотведения из-за ветхости заменить 515,88 км, в т.ч. из 856 км канализационных сетей в г. Владикавказ требуется замена 671 км. Ориентировочная стоимость работ - 9,5 млрд. руб.


Необходим не только восстановительный ремонт и ремонтное обслуживание всего оборудования ОСК, но и глубокая реконструкция с внедрением современных технических и технологических решений. Надежность и эффективность функционирования систем теплоснабжения также не отвечают необходимым требованиям. Несмотря на то, что в результате строительства новых и модернизации действующих котельных уровень износа основных фондов снизился, объем потерь тепла при его транспортировке из-за изношенности сетей достигает 20%.


Суммарная мощность источников теплоснабжения составляет 1304,7 Гкал/ч, в том числе:


котельных мощностью до 3 Гкал/ч - 293,8;


котельных мощностью от 3 до 20 Гкал/ч - 429,8;


котельных мощностью от 20 до 100 Гкал/ч - 581,1.


Количество котлов (энергоустановок) составляет 982 ед., количество специальных малых газовых отопительных котлов мощностью до 0,001 Гкал/ч - 58 ед.


Протяженность тепловых и паровых сетей в двухтрубном исчислении 362,07 км. В замене нуждаются более 168,9 км сетей. На сегодняшний день на территории республики заменено 6,3 км тепловых и паровых сетей разных диаметров.


Коммунальная инфраструктура, нуждающаяся в срочной замене, составляет в среднем 62%, в том числе:


теплоснабжение - 57%;


водоснабжение - 61%;


водоотведение - 63%.


На территории республики развитие газовой инфраструктуры осуществляется за счет средств инвестиционной программы ПАО "Газпром", средств специальной надбавки к тарифу и средств единого оператора газификации ООО "Газпром газификация".


Инвестиционная программа ПАО "Газпром" на 2021 - 2025 гг. полностью синхронизирована с программой газификации Республики Северной Осетии-Алании, в рамках которой за счет средств инвестиционной программы ПАО "Газпром" осуществляется строительство межпоселковых газопроводов, за счет средств специальной надбавки к тарифу - строительство внутрипоселковых газопроводов, за счет средств единого оператора газификации ООО "Газпром газификация" - подключение домовладений к сетям газоснабжения в рамках исполнения перечня поручений Президента Российской Федерации.


Уровень газификации региона составляет 95,6%. Всего в рамках программы догазификации с 2021 года заключено 2796 договоров, газ подведен к границам земельных участков 2524 домовладениий, а в 1444 домовладениях осуществлен пуск газа.


Сложившаяся в республике ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью населения.


Основными недостатками являются:


недостаточная обеспеченность инфраструктурой для обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), в первую очередь объектами размещения ТКО (полигона) и объектами обработки (сортировки);


низкая доля сортируемых ТКО, а также повторно используемых вторичных материальных ресурсов, полученных в результате утилизации твердых коммунальных отходов.


В настоящее время по результатам уже проведенных мероприятий:


создан объект размещения отходов (полигон), отвечающий современным требованиям экологического законодательства, оснащенный системой очистки фильтрата полигона;


создан объект обработки отходов (сортировка), позволяющий извлекать полезную фракцию (металл, пластик, бумагу, стекло и пр.) из отходов;


сокращены объемы захоронения ТКО, и как следствие, минимизирован вред, наносимый окружающей среде;


увеличена вовлеченность вторичных материальных ресурсов, полученных в результате утилизации ТКО, в хозяйственный оборот;


обеспечено создание условий, необходимых для беспрепятственного и повсеместного доступа населения к инфраструктуре раздельного накопления и сбора ТКО.


На территории Республики Северная Осетия-Алания реализуется стандарт системы раздельного накопления отходов - двухконтейнерная система.


Одним из направлений улучшения жилищных условий граждан является ликвидация аварийного жилищного фонда. Указанное направление осуществляется в рамках мероприятий по переселению из аварийного жилья, признанного таковым до 1 января 2017 года, реализуемых публично-правовой компанией "Фонд развития территорий". В настоящее время расселение аварийного жилья осуществляется в соответствии с федеральным проектом "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда".


Всего за период с 2019 по 2023 год расселено более 22,74 тыс. кв. метров аварийного жилья, переселено более 1,47 тыс. человек.


По данным органов местного самоуправления, за 2017 - 2022 годы признано аварийным 78 23 тыс. кв. метров жилья, в котором проживает 3,4 тыс. человек.


Основным фактором, препятствующим устойчивому сокращению непригодного для проживания жилищного фонда, является ежегодный прирост и, соответственно, накопление жилищного фонда, который признается аварийным по итогам его обследования.


В целях реализации прав собственников жилых помещений при переселении из аварийного жилищного фонда необходимо создание постоянно действующей системы обновления жилищного фонда путем создания новой программы расселения аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2017 года.


Анализ качества и доступности жилищно-коммунальных услуг, темпов развития обоих направлений коммунального сектора показывает, что несмотря на имеющиеся трудности ЖКХ и ТЭК республики не только функционируют устойчиво, но и развиваются.


В данной области работают порядка 10 тыс. человек, из которых 6 тыс. человек в системе ЖКХ и в системе ТЭК - 4 тыс. человек.


В 2023 году оказано услуг потребителям данной отрасли на сумму порядка 22 млрд. руб.

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»