(с изменениями на 9 июля 2024 года)
(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 29.07.2021 N 225, от 24.09.2021 N 318, от 10.11.2021 N 382, от 24.12.2021 N 496, от 20.12.2022 N 563, от 29.12.2023 N 633, от 09.07.2024 N 318)
Правительство Республики Северная Осетия-Алания постановляет:
1. Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Северная Осетия-Алания "Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания (2020 - 2024 годы)".
(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24.09.2021 N 318)
2. Утратил силу. - Постановление Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 29.07.2021 N 225.
3. Настоящее Постановление вступает в силу с 1 января 2020 года.
Председатель Правительства
Республики Северная Осетия-Алания
Т.ТУСКАЕВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ "РАЗВИТИЕ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ - АЛАНИЯ (2020 - 2024 ГОДЫ)"
(в ред. Постановлений Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24.09.2021 N 318, от 10.11.2021 N 382, от 24.12.2021 N 496, от 20.12.2022 N 563, от 29.12.2023 N 633, от 09.07.2024 N 318)
(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24.09.2021 N 318)
Ответственный исполнитель Программы | Министерство жилищно-коммунального хозяйства, топлива и энергетики Республики Северная Осетия-Алания |
Соисполнители Программы | Отсутствуют |
Участники Программы | Администрации местного самоуправления муниципальных образований Республики Северная Осетия-Алания |
Подпрограммы Программы | Подпрограмма 1 "Модернизация и реформирование систем топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства"; подпрограмма 2 "Обеспечение создания условий для реализации государственной программы Республики Северная Осетия-Алания "Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания (2020 - 2024 годы)"; подпрограмма 3 "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Северная Осетия-Алания"; подпрограмма 4 "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами Республики Северная Осетия-Алания на 2021 - 2024 годы" |
(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24.09.2021 N 318) | |
Цель Программы | Повышение качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг населению; развитие рынка газомоторного топлива в Республике Северная Осетия-Алания |
Задачи Программы | Обеспечение реализации государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства республики; обеспечение реализации мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда; обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта многоквартирных домов |
Целевые индикаторы и показатели Программы | Площадь многоквартирных домов, в которых проведен капитальный ремонт; площадь расселенных аварийных многоквартирных домов; процент обеспеченности населения Республики Северная Осетия-Алания качественной питьевой водой |
Этапы и сроки реализации Программы | Программа реализуется в 2020 - 2024 годы в один этап |
(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 24.09.2021 N 318) | |
Объем и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования Программы составляет 14 459 812,20 тыс. рублей, в том числе: в 2020 году - 4 445 869,42 тыс. рублей; в 2021 году - 682 380,56 тыс. рублей; в 2022 году - 2 921 904,58 тыс. рублей; в 2023 году - 3 580 143,28 тыс. рублей; в 2024 году - 2 829 514,36 тыс. рублей; в том числе: за счет средств федерального бюджета - 11 423 892,40 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2020 году - 3 814 353,88 тыс. рублей; в 2021 году - 198 436,00 тыс. рублей; в 2022 году - 2 464 136,78 тыс. рублей; в 2023 году - 2 995 493,04 тыс. рублей; в 2024 году - 1 951 472,7 тыс. рублей; за счет средств республиканского бюджета - 1 704 461,73 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2020 году - 423 721,80 тыс. рублей; в 2021 году - 158 070,37 тыс. рублей; в 2022 году - 224 403,69 тыс. рублей; в 2023 году - 298 211,72 тыс. рублей; в 2024 году - 600 054,15 тыс. рублей; за счет средств местных бюджетов - 185 734,75 тыс.рублей, в том числе по годам: в 2020 году - 7 793,74 тыс. рублей; в 2021 году - 10 874,19 тыс. рублей; в 2022 году - 53 364,11 тыс. рублей; в 2023 году - 69 719,20 тыс. рублей; в 2024 году - 43 983,51 тыс. рублей; за счет средств внебюджетных источников - 1 145 723,32 тыс. рублей, в том числе по годам: в 2020 году - 200 000,00 тыс. рублей; в 2021 году - 315 000,00 тыс. рублей; в 2022 году - 180 000,0 тыс. рублей; в 2023 году - 216 719,32 тыс. рублей; в 2024 году - 234 004,00 тыс. рублей; в том числе по подпрограммам: подпрограмма 1 "Модернизация и реформирование систем топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства" - 13 095 147,69 тыс. рублей; подпрограмма 2 "Обеспечение создания условий для реализации государственной программы "Развитие топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства Республики Северная Осетия-Алания (2020 - 2024 годы)" - 181 772,01 тыс. рублей; подпрограмма 3 "Развитие рынка газомоторного топлива в Республике Северная Осетия-Алания" - 639 566,00 тыс. рублей; подпрограмма 4 "Обращение с отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами" на 2021 - 2024 годы - 543 326,50 тыс. рублей |
(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 29.12.2023 N 633) | |
Ожидаемые результаты реализации Программы | Повышение удовлетворенности населения уровнем жилищно-коммунального обслуживания; проведение капитального ремонта в многоквартирных домах; расселение аварийного жилищного фонда, признанного таковым после 1 января 2012 года; обеспечение населения Республики Северная Осетия-Алания качественной питьевой водой; реализация федеральных проектов "Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда", "Чистая вода" и "Формирование комплексного обращения с твердыми коммунальными отходами" на территории Республики Северная Осетия-Алания |
В связи с высокой социальной значимостью и осуществлением жизнеобеспечивающих функций топливно-энергетическая и жилищно-коммунальная отрасли являются важными секторами в экономике республики. Степень развития и объем деятельности данных сфер непосредственно влияют на уровень благосостояния населения, в том числе комфортность проживания.
В ходе реализации этапов преобразований в сфере жилищно-коммунального хозяйства в республике решались задачи реформы системы оплаты жилья и коммунальных услуг, создания системы адресной социальной поддержки граждан, финансового оздоровления и модернизации организаций жилищно-коммунального комплекса, развития конкурентных рыночных отношений и привлечения частного бизнеса к управлению многоквартирными домами и объектами коммунального комплекса.
Тем не менее конечные цели реформы отрасли: обеспечение надлежащего качества жилищно-коммунальных услуг, повышение надежности, энергоэффективности систем коммунальной инфраструктуры и жилищного фонда, оптимизация расходов на производство и предоставление потребителям жилищных и коммунальных услуг (ресурсов) - на сегодняшний день не достигнуты. Это связано с тем, что действующие расходные обязательства на развитие отрасли не покрывают потребности в ее финансировании.
Национальные проекты и программы публично-правовой компании "Фонд развития территорий" (далее - ФРТ) являются в настоящее время основным механизмом, обеспечивающим капитальный ремонт общего имущества жилищного фонда и переселение граждан из аварийного жилищного фонда.
(в ред. Постановления Правительства Республики Северная Осетия-Алания от 09.07.2024 N 318)
В целях создания долгосрочных устойчивых механизмов финансирования капитального ремонта многоквартирных домов в республике создана некоммерческая организация "Региональный оператор Республики Северная Осетия-Алания - Фонд капитального ремонта многоквартирных домов в Республике Северная Осетия-Алания". Формирование региональной системы капитального ремонта позволяет осуществлять реализацию региональных программ капитального ремонта за счет средств республиканского бюджета, местных бюджетов и средств собственников помещений в многоквартирных домах.
Негативными показателями, характеризующими отрасль жилищно-коммунального комплекса республики, являются высокие потери энергоресурсов на всех стадиях, от производства до потребления, вследствие эксплуатации устаревшего технологического оборудования с низким коэффициентом полезного действия, а также высокая себестоимость производства коммунальных услуг из-за сверхнормативного потребления энергоресурсов, наличия нерационально функционирующих затратных технологических схем и низкого коэффициента использования установленной мощности. Вследствие незначительных объемов капитальных вложений инфраструктура, связанная с теплоснабжением, водоснабжением, водоотведением и очисткой сточных вод, стремительно изнашивается.
Протяженность магистральных и уличных водопроводных сетей составляет более 3649 км, в том числе 637 км водоводов, 2603 км уличной водопроводной сети и 408 км внутриквартальной и внутридомовой сети.
В эксплуатации находятся 198 водозаборов, в том числе 280 скважин и 27 каптажей и дрен, общей мощностью 610 тыс. м3/сутки.
Значительной проблемой в настоящее время является высокая степень износа водопроводных сетей и объектов водоснабжения. Физический износ трубопроводов и насосно-силового оборудования составляет порядка 75%.
Необходимо из 3649 км сетей водоснабжения из-за их ветхости заменить 2100 км ориентировочной стоимостью 10 млрд. руб., в т.ч. в г. Владикавказе из 705 км необходимо заменить 553 км.
Тяжелой остается ситуация, которая сложилась в системе водоотведения республики.
Особую тревогу вызывает отсутствие очистных сооружений канализации, а также выход из строя существующих очистных сооружений.
Протяженность канализационных сетей республики составляет 1280 км, в том числе главных коллекторов - 202 км, уличной канализационной сети - 736 км, внутриквартальной и внутри дворовой сети - 342 км.
Установленная пропускная способность очистных сооружений - 356 тыс. м3/сут., в том числе 355 тыс. м3/сут. - сооружений механической очистки и 324 тыс. м3/сут. - сооружений биологической очистки.
Из 14 централизованных систем водоотведения, расположенных на территории республики, функционируют и осуществляют механическую очистку ОСК г. Владикавказа, г. Моздока и г. Ардона.
Необходимо из 1280 км сетей водоотведения из-за их ветхости заменить 814 км ориентировочной стоимостью 9,5 млрд. руб., в т.ч. из 856 км канализационных сетей г. Владикавказа необходимо заменить 671 км.
Очистные сооружения канализации г. Владикавказа предназначены для очистки хозяйственно-бытовых и близких к ним по составу сточных вод.
Проектная производительность очистных сооружений по сточной воде составляет 280 тыс. м3/сут. Среднесуточный приток сточных вод на очистные сооружения составляет 221,9 тыс. м3/сут., а максимальный суточный приток сточных вод из сетей централизованной системы водоотведения составляет 250 тыс. м3/сут.
Очистные сооружения г. Владикавказа запроектированы в 70-х годах прошлого века как нитрифицирующие очистные сооружения полной биологической очистки.
Необходим не только восстановительный ремонт и ремонтное обслуживание всего оборудования очистных сооружений, но и глубокая реконструкция с внедрением современных технических и технологических решений.
Большая изношенность магистральных водоводов, внутренних водопроводных сетей, водозаборных, водоподготовительных и промежуточных гидросооружений ведет к увеличению потерь воды, затрат на содержание водного хозяйства и, соответственно, себестоимости воды, а также возможности вторичного загрязнения сетей.
Еще одной проблемой является недостаток или полное отсутствие современных очистных сооружений канализации.
Надежность и эффективность функционирования систем теплоснабжения также не отвечают необходимым требованиям. Несмотря на то, что в результате строительства новых и модернизации действующих котельных уровень износа основных фондов снизился, объем потерь тепла при его транспортировке из-за изношенности сетей достигает 20%.
Сложившаяся в республике ситуация в области образования, использования, обезвреживания, хранения и захоронения отходов ведет к опасному загрязнению окружающей среды, нерациональному использованию природных ресурсов, значительному экономическому ущербу и представляет реальную угрозу здоровью населения.
Ежегодно в Республике Северная Осетия-Алания с учетом объемов отходов от промышленных и торговых предприятий образуется около 440 тыс. тонн отходов. Доля твердых коммунальных отходов составляет 44,6% (196,304 тыс. тонн) от общего количества отходов.
Большинство свалок твердых коммунальных отходов не обустроено в соответствии с экологическими и санитарными требованиями, они не имеют проектных документов, земельных отводов на места размещения отходов, отсутствует система сбора и очистки сточных вод и фильтрата, не проводится мониторинг влияния полигонов на почвы, подземные и поверхностные водные объекты. Естественно, при этом не может быть и речи о соблюдении существующих норм и требований при размещении отходов и их утилизации.
На сегодняшний день повсеместно признается настоятельная необходимость предварительной сортировки ТБО, полного выделения и использования вторичного сырья. В республике построено два мусоросортировочных комплекса, однако этого количества явно недостаточно.
Приоритетным направлением действий в сфере обращения с отходами является снижение антропогенного воздействия на окружающую среду за счет увеличения объема переработки и утилизации отходов, размещения их на полигонах, отвечающих требованиям законодательства, ликвидации несанкционированных свалок твердых коммунальных отходов.
Устранение вышеуказанных проблем требует достаточно больших финансовых средств. При этом сфера жилищно-коммунального хозяйства, несмотря на все усилия по реформированию, пока так и не стала инвестиционно привлекательным сектором экономики для частного бизнеса.
Важнейшими инструментами стимулирования частных инвестиций в коммунальную инфраструктуру являются переход к установлению долгосрочных тарифов и стимулирование заключения концессионных соглашений. Применение долгосрочных тарифов создаст для организаций коммунального комплекса мотивацию к сокращению затрат, в том числе за счет снижения потерь ресурсов, а также снизит риски инвестирования. Переход от договоров аренды систем коммунальной инфраструктуры к концессионным соглашениям, с одной стороны, позволит в максимальной степени защитить вложения инвесторов, а с другой - сохранить в государственной и муниципальной собственности системы жизнеобеспечения.