В условиях развития современной отечественной системы образования большое значение приобретает поиск новых теоретических и практических подходов к процессу повышения качества образования, в том числе через рост профессиональной компетентности педагогов. Федеральный проект "Учитель будущего" национального проекта "Образование" ориентирует на создание в образовательной среде точек роста для профессионального и карьерного лифта педагогов как эффективной системы развития педагогических работников, основанной на принципиально новых организационных и содержательных подходах и модернизирующей профессиональное повышение квалификации педагогов. Новый формат профессионального развития педагогов предполагает сочетание и взаимодействие традиционных институтов и вновь создаваемых ресурсных центров, проводящих диагностические и регистрационные мероприятия, анализирующих профессиональные компетенции и дефициты, оказывающих помощь в построении индивидуальных траекторий развития педагога и создание системы непрерывного образования. В контексте развития новых стратегических подходов в системе отечественного образования и в целях реализации в Республике Башкортостан положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" задача создания центров повышения мастерства и центра оценки является актуальной и приоритетной.
Система образования Республики Башкортостан является одной из крупнейших в Российской Федерации. В составе Республики Башкортостан 54 муниципальных района, 9 городских округов, 14 городских поселений, 818 сельских поселений. В республике проживает 4066,2 тыс. человек, что составляет 2,8% численности населения Российской Федерации, 13,7% численности населения Приволжского федерального округа. По данному показателю Республика Башкортостан занимает 7-е место в Российской Федерации и 1-е место среди регионов Приволжского федерального округа. Значительная часть населения Республики Башкортостан проживает в сельской местности (38,2%). Это 3-е место среди субъектов Приволжского федерального округа.
В Республике Башкортостан функционируют 1310 муниципальных и государственных общеобразовательных организаций, 9 негосударственных общеобразовательных организаций, 96 профессиональных образовательных организаций, в которых трудится 48933 педагога, в том числе в общеобразовательных организациях 39139, профессиональных образовательных организациях 5695, учреждениях дополнительного образования детей - 4099, из них 89,6% - с высшим образованием. Возрастной срез педагогического состава: 18,6% - лица до 35 лет, 19,5% - лица пенсионного и предпенсионного возрастов, говорит о том, что приток молодежи в образовательные учреждения Республики Башкортостан сравним по процентному составу с процентом лиц пенсионного возраста. 32,5% от общего числа педагогов работают в сельской местности.
Государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования Институт развития образования Республики Башкортостан (далее - ГАУ ДПО ИРО РБ) реализует дополнительные профессиональные программы повышения квалификации для педагогических работников всех категорий. В 2017 году курсы повышения квалификации прошли 25990 педагогов (735 курсовых мероприятий), а в 2018 году - 20565 человек (578 курсовых мероприятий). В 2020 году планируется повысить квалификацию 15 тыс. педагогов.
Содержание и структура учебного материала, отраженные в программах повышения квалификации, направлены на обеспечение совершенствования и (или) получения новых компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, и (или) повышение профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
Основные формы реализации программ:
централизованное повышение квалификации по модульным программам;
повышение квалификации по модульно-накопительной системе;
повышение квалификации на дистанционной основе;
стажировка.
Дополнительные профессиональные программы повышения квалификации включают в себя учебные программы инвариантных и вариативных модулей.
Модульно-накопительная система базируется на суммировании результатов усвоения каждого из учебных модулей в структуре образовательной программы, по которой производится обучение в течение продолжительного времени (не более 1 года), и подтверждается выдачей индивидуальной карточки учета курсовых мероприятий. Слушатель может самостоятельно осваивать часть или весь курс повышения квалификации путем дистанционного обучения.
Обучение в ГАУ ДПО ИРО РБ ведется очно, очно-заочно, заочно. Учебный процесс строится на основе деятельностного и компетентностного подходов. На курсах предусматривается проведение интерактивных лекций и практических занятий, мастер-классов, деловых игр, круглых столов, проектной работы, выездных занятий, стажировок на базе инновационных образовательных организаций. Курсы завершаются итоговой аттестацией слушателей. Формы итоговой аттестации: экзамен, зачет, защита реферата, защита проекта, контрольная работа.
Обучение организуется как на базе ГАУ ДПО ИРО РБ, так и с выездом по приглашению органов управления образованием и образовательных организаций. Актуальным направлением в работе системы повышения квалификации является организация не только групповых занятий, но и разработка индивидуальных образовательных маршрутов для педагогов, внедрение непрерывной системы образования, что несомненно требует качественно новых условий организации обучения педагогов и содержания учебных программ повышения квалификации. Таким образом, анализ современной ситуации в системе повышения квалификации педагогических работников позволяет выявить ряд проблем, требующих внимания и решения: