Недействующий

О внесении изменений в постановление администрации Магаданской области от 5 декабря 2013 г. N 1212-па (утратило силу на основании постановления Правительства Магаданской области от 08.10.2021 N 771-пп)



Особо охраняемые природные территории Магаданской области - государственные природные заказники



Таблица N 1

N п/п

Наименование ООПТ

Площадь (тыс. га)

% от площади субъекта

Административно-территориальная принадлежность

1

2

3

4

4

1

"Кавинская долина"

252,3

0,55

Ольский городской округ

2

"Малкачанская тундра"

41,655

0,09

Ольский городской округ

3

"Одян"

72,37

0,16

Ольский городской округ

4

"Омолонский"

102,7

0,22

Среднеканский городской округ

5

"Тайгонос"

350,0

0,76

Северо-Эвенский городской округ

6

"Хинике"

370,0

0,80

Сусуманский городской округ

Итого:

1189,025

2,58


В сравнении с другими регионами Дальневосточного федерального округа это наименьшая доля, хотя по степени освоения территории и нанесения вреда природной среде Магаданская область находится в числе лидеров. Для сравнения, в республике Саха (Якутия) доля охраняемых территорий различного уровня составляет 29% от общей площади региона, в Камчатском крае - почти 23%. Выполнение работ по межеванию позволит увеличить долю ООПТ региона.


В каждом регионе Дальневосточного федерального округа созданы специально уполномоченные органы в сфере охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения. На территории Магаданской области такого органа не существует, вследствие чего должного развития, организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения практически не осуществляется.


Из-за недостаточного финансирования, департамент госохотнадзора Магаданской области, не имеет необходимого материально-технического оснащения, испытывает потребность в кадровом обеспечении для полноценного исполнения полномочий в области охраны ООПТ регионального значения. На сегодняшний день инспекторский состав Департамента госохотнадзора не может охватить отдаленные и труднодоступные территории. В связи с недостатком выделяемых средств техническая обеспеченность госинспекторов на текущий период решается крайне медленно.


Любительская и спортивная охота приобретают все большую популярность среди населения, современный охотник-любитель оснащен высокопроходимым транспортом, современным нарезным оружием и экипировкой. Возник огромный дисбаланс возможностей охотников и государственных инспекторов по охране и государственному надзору в целом. В условиях недостаточного надзора незаконная охота с использованием современной высокопроходимой техники, современного оружия и орудий охоты стала одним из главных факторов сокращения численности охотничьих животных и произвола на ООПТ регионального значения.


Особого надзора требуют места интенсивного промышленного освоения, оказывающие масштабное воздействие на среду обитания диких животных. Так, интенсивное освоение природных территорий в Омсукчанском, Северо-Эвенском и Среднеканском городских округах привело к созданию сети зимников и, как следствие, практически вдвое, а местами и втрое сокращению численности диких копытных животных на этих территориях. Кроме того, необходимо учитывать, что данные районы являются местом проживания коренных малочисленных народов Севера.


Государственные природные заказники "Кубака", "Бургали", "Солнечный" и "Сугой", существовавшие ранее на территории Магаданской области выполняли роль компенсационных территорий, однако после их ликвидации дикие животные были лишены малой части участков спокойствия для воспроизводства и восстановления численности.


Разнообразие комплексов и объектов территорий государственных заказников Магаданской области нуждаются в особой охране.


Состояние существующей сети ООПТ Магаданской области, недостаточность контроля за соблюдением установленного режима охраны и интенсивное развитие неорганизованной рекреации на ООПТ определяют необходимость решения многих задач. Для комплексного решения задач сохранения ООПТ, развития инфраструктуры, регламентации рекреации и использования существующего рекреационного потенциала необходима разработка комплексной программы (Подпрограммы) по развитию особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.


Реализация такой программы позволит объединить ООПТ Магаданской области в единый кластер, совершенствовать все этапы работ по нормативно-правовому обеспечению, расширению и функционированию сети охраняемых территорий, экологического туризма, в т.ч. мероприятий по сохранению и восстановлению на их территориях объектов животного и растительного мира.


Все вышеперечисленное требует незамедлительного принятия кардинальных мер по усилению исполнения региональных полномочий по функционированию, охране и развитию ООПТ регионального значения.


Увеличение финансирования из регионального бюджета в перспективе позволит решить вопросы с исполнением полномочий субъекта Российской Федерации в области охраны ООПТ регионального значения, а также организовать использование рекреационного потенциала Магаданской области путем развития экологического туризма на ООПТ регионального значения. С помощью средств федерального бюджета на территории Магаданской области реализована федеральная программа по реаклиматизации овцебыка. Проводились мероприятия по учету численности дикого северного оленя и лося с использованием авиатранспорта.


Переданные субъекту Российской Федерации полномочия по охране и контролю за использованием объектов животного мира, в том числе и охотничьих ресурсов, осуществляет уполномоченный орган исполнительной власти Магаданской области - департамент по охране и надзору за использованием объектов животного мира и среды их обитания Магаданской области (Департамент госохотнадзора).


В 2018 году Департаментом было выдано следующее количество разрешений на добычу объектов животного мира в общедоступных охотничьих угодьях и бланков разрешений на добычу объектов животного мира юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям.