В целях приведения нормативного правового акта Ямало-Ненецкого автономного округа в соответствие с законодательством Ямало-Ненецкого автономного округа Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа постановляет:
Утвердить прилагаемые изменения, которые вносятся в комплексную программу "Повышение качества жизни граждан пожилого возраста на территории Ямало-Ненецкого автономного округа в 2016 - 2025 годах", утвержденную постановлением Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 23 сентября 2016 года N 894-П.
Губернатор
Ямало-Ненецкого автономного округа
Д.А.АРТЮХОВ
ИЗМЕНЕНИЯ, КОТОРЫЕ ВНОСЯТСЯ В КОМПЛЕКСНУЮ ПРОГРАММУ "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ГРАЖДАН ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА НА ТЕРРИТОРИИ ЯМАЛО-НЕНЕЦКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА В 2016 - 2025 ГОДАХ"
1. Позицию, касающуюся ожидаемых результатов Программы, дополнить абзацами следующего содержания:
"- увеличить охват граждан старше трудоспособного возраста профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию;
- увеличить долю находящихся под диспансерным наблюдением лиц старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния".
2. Раздел II дополнить абзацами следующего содержания:
"Анализ и прогноз демографической ситуации в автономном округе
Численность жителей автономного округа по данным Федеральной службы государственной статистики на 01 января 2018 года составила 538 547 человек, из них 11,6% - граждане старше трудоспособного возраста (женщины 55 лет и старше, мужчины 60 лет и старше), 7,6% - граждане в возрасте 60 лет и старше.
В автономном округе в настоящее время происходит увеличение доли населения старше трудоспособного возраста. Численность населения возраста 60 лет и более в 2015 году составила 31 776 человек, в 2016 году - 34 065 человек, в 2017 году - 37 433 человека, в 2018 году - 41 461 человек (из них граждан 70 лет и старше - 7 537 человек). За период с 2015 года по 2018 год отмечается увеличение количества граждан возраста 60 лет и старше на 30% (или на 9 684 человека).
В общей численности населения городское население преобладает и в среднем составляет 84,0%. Вместе с тем численность граждан, проживающих в сельской местности, увеличивается, и прирост населения в период с 2011 года по 2018 год составил 8,4%.
Таблица 1
Распределение численности населения по полу и основным возрастным группам по автономному округу
(по состоянию на 01 января 2018 года)
Наименование | Численность населения, человек | в том числе в возрасте | Доля лиц старше трудоспособного возраста (%) | ||
моложе трудоспособного | трудоспособном | старше трудоспособного | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 538547 | 129810 | 346246 | 62491 | 11,6 |
Города окружного значения | |||||
г. Салехард | 49502 | 12308 | 31310 | 5884 | 11,9 |
г. Ноябрьск | 106930 | 24105 | 68338 | 14487 | 13,5 |
г. Новый Уренгой | 114837 | 26803 | 77177 | 10857 | 9,5 |
г. Лабытнанги | 26122 | 5598 | 16780 | 3744 | 14,3 |
г. Губкинский | 27930 | 6281 | 18831 | 2818 | 10,1 |
г. Муравленко | 32427 | 7916 | 21185 | 3326 | 10,3 |
Районы | |||||
Шурышкарский район | 9423 | 2766 | 5178 | 1479 | 15,7 |
Приуральский район | 15366 | 4158 | 9457 | 1751 | 11,4 |
Ямальский район | 16779 | 5741 | 9303 | 1735 | 10,3 |
Тазовский район | 17235 | 5872 | 9523 | 1840 | 10,7 |
Надымский район | 64288 | 14507 | 42097 | 7684 | 12,0 |
Пуровский район | 51792 | 12173 | 33509 | 6110 | 11,8 |
Красноселькупский район | 5916 | 1582 | 3558 | 776 | 13,1 |
За период с 2011 года по 2018 год отмечается снижение доли лиц трудоспособного возраста на 5,8%, доля лиц старше трудоспособного возраста увеличилась на 50%, или 20 868 человек старше трудоспособного возраста, но несмотря на увеличение, автономный округ является округом с низкой долей лиц старших возрастных групп в структуре населения (доля лиц старше трудоспособного возраста за 2018 год составляет 11,6% при среднероссийском показателе 25,4%). Наибольшая доля лиц старше трудоспособного возраста наблюдается в Шурышкарском районе (15,7%), городе Лабытнанги (14,3%), городе Ноябрьске (13,5%). Наименьшая доля лиц старше трудоспособного возраста наблюдается в городе Новом Уренгое (9,5%), городе Губкинском (10,1%), городе Муравленко и в Ямальском районе по 10,3% от всего населения автономного округа.
Помимо низкой доли населения старшего возраста, к демографическим особенностям автономного округа, оказывающим влияние на процессы организации оказания медицинской помощи, следует отнести невысокую долю сельского населения (16,1% по сравнению с 25,6% в Российской Федерации), причем доля населения старших возрастных групп среди сельского населения по сравнению с городским населением находится на одном уровне (11,5% и 11,6% соответственно).
Наличие малонаселенных и отдаленных населенных пунктов ограничивает возможность создания в них стационарных подразделений медицинских организаций, подведомственных департаменту здравоохранения автономного округа, и диктует необходимость максимального развития выездных форм работы.
С целью обеспечения оптимальной доступности для населения (в том числе для жителей населенных пунктов, расположенных в отдаленных местностях, и кочующему населению) сформирована сеть медицинских организаций, подведомственных департаменту здравоохранения автономного округа, оказывающих первичную медико-санитарную помощь.
В целях применения методов дистанционного оказания медицинских услуг населению в автономном округе организована сеть телемедицины для проведения телемедицинских консультаций внутри и за пределами автономного округа.
Показатель общей заболеваемости в старших возрастных группах высокий. Заболевания приводят к инвалидности. Общее количество граждан старше трудоспособного возраста, впервые признанных инвалидами, за 2018 год увеличилось и составило 379 человек, что на 5,3% больше, чем в 2017 году (360 человек). От общей численности граждан старше 18 лет, признанных инвалидами, граждане старше трудоспособного возраста составляют 36,6%.
В структуре первичной инвалидности среди граждан старше трудоспособного возраста в 2018 году вследствие болезней на первом месте злокачественные новообразования (38,8%), на втором - болезни системы кровообращения (25,1%), на третьем - психические расстройства и расстройства поведения (9,2%), на четвертом месте - болезни костно-мышечной системы и соединительной ткани (5,8%).
Население пожилого возраста страдает хроническими заболеваниями, что приводит к нарастанию социально-экономических и медицинских проблем и требует преобразований, направленных на увеличение объемов и доступности медицинской помощи данной категории населения.
В целях развития медицинской помощи по профилю "гериатрия" в 2018 году организована амбулаторная служба, открыты и функционируют гериатрические кабинеты. Кабинеты оснащены в соответствии с порядком, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 января 2016 года N 38н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи по профилю "гериатрия". Проводится работа по обучению специалистов.
В 2019 году впервые открыты койки по профилю "гериатрия" на базе государственного бюджетного учреждения здравоохранения автономного округа "Ноябрьская центральная городская больница". Дополнительно в автономном округе будут открыты гериатрические койки на базе профильных отделений еще в двух муниципальных образованиях в автономном округе с наибольшей численностью граждан старше трудоспособного возраста: город Салехард и город Новый Уренгой.
В автономном округе организована работа выездных патронажных служб для оказания паллиативной медицинской помощи взрослому и детскому населению.
Пациентам, имеющим ограничение самостоятельного передвижения, на дому проводятся лечебные и диагностические мероприятия, в том числе инъекции лекарственных препаратов медицинского применения по назначению лечащего врача и специалистов поликлиники, забор крови на анализы, выполняется ЭКГ и т.д.
Посредством регионального информационного ресурса "Единая электронная регистратура Ямало-Ненецкого автономного округа" введены в постоянную эксплуатацию сервисы для пациентов: "Вызов врача на дом", "Заказ и выдача справок", а также сервис автоматизации процесса записи на прием к врачу посредством автоматического общения робота с пациентами по телефону, что позволит предоставлять услугу 24 часа в сутки, 7 дней в неделю пациентам, не имеющим доступа в информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", а также пациентам с ограниченными возможностями (пенсионеры, ветераны, инвалиды).
В автономном округе в период с 2017 года по 2019 год специалистами государственного бюджетного учреждения здравоохранения автономного округа "Центр медицинской профилактики" для привлечения внимания гражданского общества к решению проблем граждан старшего поколения, популяризации потенциала и достижений геронтологии и гериатрии как современных направлений медицины, способствующих продлению периода активного долголетия, реализуется межведомственный проект "Пусть осень жизни будет золотой!".
Обеспечивается взаимодействие медицинских организаций, подведомственных департаменту здравоохранения автономного округа, оказывающих медицинскую помощь гражданам старшего поколения, с волонтерами, добровольцами в рамках Программы.
Таким образом, спрос на медицинские и социальные услуги среди указанной категории лиц будет ежегодно возрастать, в связи с чем возникает необходимость разработки и внедрения в автономном округе более эффективных технологий работы с гражданами пожилого возраста с целью увеличения продолжительности жизни и повышения качества жизни людей старше трудоспособного возраста.".
3. Раздел VI изложить в следующей редакции:
"VI. Описание ожидаемых результатов реализации Программы
В результате реализации Программы ожидается:
- совершенствование региональной политики и законодательства автономного округа в отношении граждан старшего поколения;
- обеспечение межведомственного подхода к решению проблем старения населения;
- разработка и практическое осуществление комплекса финансовых, организационных, информационных, кадровых и иных мероприятий, направленных на улучшение социально-экономического положения, повышение уровня и качества жизни граждан старшего поколения;
- обеспечение получения гражданами старшего поколения доступных и качественных социальных услуг в соответствии с их нуждаемостью;
- обеспечение возможности нахождения граждан старшего поколения, нуждающихся в уходе, в семьях;
- обеспечение активного привлечения к решению проблем, связанных со старением населения, неправительственных организаций и волонтеров;