В основу социальной политики Алтайского края положена системная работа по поддержке базовых общественных институтов, поэтому особое внимание уделяется реализации национальных проектов, направленных на улучшение жизни граждан.
До 2025 года в крае будет реализовано 8 региональных проектов в сфере образования: "Современная школа", "Успех каждого ребенка", "Поддержка семей, имеющих детей", "Цифровая образовательная среда", "Учитель будущего", "Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)", "Новые возможности для каждого", "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации". В продолжение содержательной части региональных проектов реализуется портфель "10 инициатив Губернатора для развития образования Алтайского края".
(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 30.05.2022 N 189, от 28.02.2023 N 61)
Министерство образования и науки Алтайского края является соисполнителем регионального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография".
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 25.02.2022 N 57)
Реализация государственной программы Алтайского края "Развитие образования и молодежной политики в Алтайском крае" в предыдущие годы позволила достичь всех заявленных показателей, значительно укрепить и обновить материально-техническую базу образовательных организаций, заложить основы новой образовательной модели.
Современные подходы к развитию содержания дошкольного образования определили его неотъемлемой частью общего образования. Принятые за последние 3 года в регионе меры позволяют говорить о позитивных изменениях в системе дошкольного образования. Алтайский край входит в число регионов Российской Федерации, наиболее успешно решающих проблемы обеспечения доступности и вариативности дошкольного образования. В крае реализуются стандарты дошкольного образования, исполняются требования к образовательной программе, новой образовательной среде, результатам образования. Вместе с тем проблема доступности услуг дошкольного образования для детей до 3 лет остается актуальной.
Продолжаются процессы совершенствования структуры и содержания основного общего образования. Региональная сеть общеобразовательных организаций видоизменяется с сохранением показателя охвата учащихся образовательными услугами: охват детей программами общего среднего образования ежегодно составляет свыше 99,9% (численность обучающихся - более 266 тыс. человек).
Развитие системы общего образования осуществляется в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов, в том числе для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, благоприятного прогноза роста численности учащихся в системе общего образования, диверсификации образовательных услуг в соответствии с индивидуальными запросами потребителей образовательной услуги в Алтайском крае.
В регионе организована работа по выявлению и поддержке одаренных и высокомотивированных обучающихся через участие во всероссийских олимпиадах, межрегиональных соревнованиях и других мероприятиях.
Вместе с тем в крае существует сегмент общеобразовательных организаций (как сельских, так и городских), демонстрирующих низкие учебные результаты на всех уровнях общего образования. Это общеобразовательные организации, работающие со сложным контингентом обучающихся - детьми из семей с низким социально-экономическим статусом, детьми, имеющими трудности в освоении образовательных программ. Для успешного обучения и социализации указанной категории детей необходимы специальные ресурсы (финансовые, кадровые, организационные), позволяющие в том числе обеспечить возможность проведения дополнительных занятий с такими учащимися, осуществлять психологическое и социально-педагогическое сопровождение, тьюторство.
Несмотря на системную работу по созданию новых мест в общеобразовательных организациях, результатом которой стала организация обучения в одну смену более 80% школьников, остаются актуальными задачи ликвидации второй смены, а также предоставления качественного образования обучающимся со сложными нарушениями в развитии и подготовки необходимого количества специалистов для организации обучения данной категории детей.
Отмечается дифференциация школ по состоянию материально-технической базы, уровню развития инфраструктуры, укомплектованности профессиональными педагогическими кадрами. Также при переходе на новое содержание образования, обусловленное введением федеральных государственных образовательных стандартов, требуется эффективное использование новых форм и технологий образовательного процесса, включая информационные и коммуникационные технологии.
В системе образования Алтайского края реализована возможность формирования культуры здоровья обучающихся: организованы отдых и оздоровление более 65% детей в лагерях различного типа; численность учащихся, пользующихся горячим питанием, ежегодно увеличивается и составляет более 96% от общей численности обучающихся.