Обеспечение доступности и качества дополнительного образования детей, равных возможностей для их развития, а также организация профориентационной работы и создание социальных лифтов для молодых граждан являются одними из важных задач развития системы образования в Алтайском крае, что соответствует приоритетам государственной политики в сфере образования до 2024 года.
Целевой показатель охвата детей в возрасте от 5 до 18 лет дополнительными образовательными программами в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки" к 2020 году составит 70 - 75%.
В Алтайском крае проживает 347,9 тыс. детей в возрасте от 5 до 18 лет. Охват дополнительным образованием детей данной возрастной категории в организациях различной организационно-правовой формы и формы собственности (учреждениях дополнительного образования сферы образования, культуры, спорта и молодежной политики, общеобразовательных организациях и структурных подразделениях вузов, негосударственном секторе) составляет 68%.
Дополнительные общеобразовательные программы различной направленности реализуют 268 краевых и муниципальных учреждений дополнительного образования Алтайского края, из них 62% расположены в сельской местности, 7% - в малых городах.
В системе образования осуществляет деятельность 101 организация, из них 4 краевых учреждения, в которых обучаются более 100 тыс. детей. По художественному направлению занимаются 26,8% контингента организаций дополнительного образования, социально-педагогическому - 21,7%, физкультурно-спортивному - 18,8%, естественнонаучному - 7,8%, техническому - 6,6%, туристско-краеведческому - 4%, по предпрофессиональным программам - 11,3%.
Отличительной особенностью Алтайского края является высокая доля сельского населения - 44% (по Сибирскому федеральному округу - 27%, по России - 26%). По числу городских, муниципальных округов и муниципальных районов (69) регион занимает второе место в России, по числу сельских поселений - четвертое. Вследствие этого в регионе сформировалась разветвленная сеть образовательных организаций при наличии большого числа малокомплектных школ.
(в ред. Постановления Правительства Алтайского края от 30.09.2022 N 357)
Региональная система образования решает проблемы повышения уровня развития единой информационно-образовательной среды, материально-технической базы ресурсных организаций, качества интернета, а также вопросы транспортной доступности.
В целях организации эффективной работы муниципальных органов управления образованием, реализации федеральных и краевых программ, проектов, решений и рекомендаций органов исполнительной власти, взаимодействия всех участников образовательных отношений и социальных партнеров с 2015 года в крае введен принцип деления всех городских, муниципальных округов и муниципальных районов на семь образовательных округов: Алейский, Барнаульский, Бийский, Заринский, Каменский, Рубцовский, Славгородский. Обеспечение доступности и качества дополнительного образования детей, равных возможностей для их развития, а также организация профориентационной работы и создание социальных лифтов для молодых граждан, развитие инновационного потенциала детского и юношеского технического творчества - приоритетные задачи региональной системы образования, что соответствует основным направлениям государственной политики в сфере образования до 2025 года.
(в ред. Постановлений Правительства Алтайского края от 30.05.2022 N 189, от 30.09.2022 N 357)
При этом дополнительными общеобразовательными программами технической и естественнонаучной направленности охвачено 10% детей в возрасте от 5 до 18 лет. За последние три года увеличилось число объединений технического творчества на 17 единиц, численность обучающихся по дополнительным образовательным программам технической направленности выросла на 930 человек. В отдаленных территориях края, несмотря на интерес обучающихся из сельской местности к изучению естественных и технических наук и их высокие результаты при участии в краевых мероприятиях, охват техническим творчеством меньше в связи с неразвитостью инфраструктуры, слабой обеспеченностью инновационным учебным оборудованием и инженерно-педагогическими кадрами.
В целях популяризации технического и естественнонаучного направлений дополнительного образования, формирования у школьников навыков, компетенций и мотивации к выбору профессий, которые необходимы инновационным предприятиям региона, краевые ресурсные центры при поддержке Министерства образования и науки Алтайского края и во взаимодействии с вузами организуют и проводят обучающие семинары для педагогов школ и организаций дополнительного образования, выездные модульные школы, краевые профильные лагеря и школы для одаренных и талантливых детей в каникулярный период, мероприятия по ранней профессиональной ориентации.
В настоящее время особую актуальность для региона приобретает реализация федерального проекта "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование". Проектом предусмотрено развитие высокотехнологичной, естественнонаучной, образовательной и технической среды в образовательных организациях, в том числе в форме создания детских технопарков, мобильных технопарков. Вместе с тем в дополнительном образовании технического направления обозначились регрессивные процессы, которые связаны с устаревающей материально-технической базой, сравнительно невысоким темпом внедрения современных технологий, в том числе систем автоматизированного проектирования.
Дополнительные общеобразовательные программы технической направленности нуждаются в модернизации в соответствии с современными задачами обеспечения развития познавательных и профессиональных интересов учащихся, активизации их творческого, инженерного мышления, формирования опыта творческой технической деятельности.