Правительство Кемеровской области - Кузбасса постановляет:
1. Внести в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.12.2013 N 602 "Об утверждении комплексной региональной социальной программы "Повышение качества жизни пожилых людей в Кемеровской области" на 2014 - 2021 годы ("Кузбасское долголетие")" (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.05.2017 N 235, от 18.01.2019 N 17) следующие изменения:
1.1. В пункте 3 после слов "Кемеровской области" дополнить словом "- Кузбасса".
1.2. Комплексную региональную социальную программу "Повышение качества жизни пожилых людей в Кемеровской области" на 2014 - 2021 годы ("Кузбасское долголетие"), утвержденную постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.
2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса".
3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Кемеровской области - Кузбасса В.Н.Телегина.
Губернатор
Кемеровской области - Кузбасса
С.Е.ЦИВИЛЕВ
КОМПЛЕКСНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2021 ГОДЫ ("КУЗБАССКОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ")
Наименование программы | Комплексная региональная социальная программа "Повышение качества жизни пожилых людей в Кемеровской области" на 2014 - 2021 годы ("Кузбасское долголетие") (далее - Программа) |
Государственный заказчик Программы | Правительство Кемеровской области - Кузбасса |
Директор Программы | Заместитель Губернатора Кемеровской области - Кузбасса (по вопросам социального развития) |
Основной разработчик Программы | Департамент социальной защиты населения Кемеровской области |
Цели Программы | Повышение качества жизни пожилых людей, их социальной защищенности на основе совершенствования социального обслуживания, медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение, а также содействия активному участию пожилых людей в жизни общества. Обеспечение доступности социальных, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг для граждан старшего поколения. Увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни |
Задачи Программы | Совершенствование деятельности учреждений и служб, предоставляющих пожилым людям комплекс жизненно важных социально ориентированных услуг (геронтологические отделения, мобильные социальные бригады, больницы медико-социальной помощи, клубы для пожилых людей, дома-интернаты, психоневрологические интернаты и другие); внедрение стационарозамещающих технологий, создание условий и внедрение экономически обоснованных моделей обслуживания, приближение уровня социального обслуживания к потребностям общества; реализация, расширение при необходимости, совершенствование мер социальной поддержки граждан пожилого возраста; повышение уровня социальной адаптации пожилых людей; поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера; содействие процессу социальной интеграции пожилых людей с привлечением общественных организаций путем продолжения обучения по программе "Университет третьего возраста"; развитие гериатрической службы Кемеровской области; повышение доступности и качества оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам пожилого и старческого возраста; проведение профилактических мероприятий (вакцинация лиц старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в организациях социального обслуживания, проведение лицам старше 65 лет, проживающим в сельской местности, дополнительных скринингов на выявление отдельных социально значимых неинфекционных заболеваний, оказывающих вклад в структуру смертности населения старше трудоспособного возраста); создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами с проведением типизации при составлении индивидуальной программы предоставления социальных услуг, предусмотренной Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", создание единой информационной системы, обеспечивающей обмен необходимыми данными между участниками системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, использование телемедицинских технологий; профессиональная переподготовка врачей-специалистов по специальности "Гериатрия" и среднего медицинского персонала в рамках реализации регионального проекта "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения Кемеровской области квалифицированными кадрами"; подготовка кадров для системы долговременного ухода, включая специалистов по социальной работе, социальных работников и специалистов по уходу; развитие системы медицинского патронажа для граждан старшего возраста |
Срок реализации Программы | 2014 - 2021 годы |
Основные мероприятия Программы | Нормативное правовое обеспечение социальной защищенности пожилых людей. Обеспечение социальной защищенности пожилых людей. Укрепление здоровья пожилых людей. Меры по оптимизации среды жизнедеятельности пожилых людей. Совершенствование социального и медицинского обслуживания пожилых жителей в сельской местности. Развитие коммуникационных возможностей и интеллектуального потенциала пожилых людей. Организация свободного времени и культурного досуга пожилых людей. Кадровое обеспечение деятельности по социальному обслуживанию пожилых людей. Стимулирование занятости пожилых людей. Развитие современных форм социального обслуживания, рынка социальных услуг. Проведение профилактических осмотров и диспансеризации не менее 27 процентов населения старше трудоспособного возраста к 2022 году. Проведение диспансерного наблюдения по поводу заболеваний и патологических состояний не менее чем 64,7 процента лиц старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния. Создание регионального гериатрического центра в 2019 году. Дополнительное открытие не менее 120 гериатрических коек в соответствии с расчетным нормативом 1 койка на 2000 населения в возрасте 70 лет и старше и 22 кабинетов гериатрического приема в соответствии с расчетным нормативом 1 кабинет на 20000 населения старше 60 лет. Профессиональная переподготовка врачей-специалистов по специальности "Гериатрия" в рамках реализации регионального проекта "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения Кемеровской области квалифицированными кадрами". Внедрение комплекса мер, направленных на профилактику и раннее выявление когнитивных нарушений у лиц пожилого и старческого возраста, профилактику падений и переломов. Проведение вакцинации не менее 95 процентов лиц старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в организациях социального обслуживания. Проведение дополнительных скринингов лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, на выявление отдельных социально значимых неинфекционных заболеваний |
Основные исполнители Программы | Департамент социальной защиты населения Кемеровской области; департамент охраны здоровья населения Кемеровской области; департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области; департамент культуры и национальной политики Кемеровской области; департамент труда и занятости населения Кемеровской области; департамент информационных технологий Кемеровской области; департамент образования и науки Кемеровской области; департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области |
Объемы финансовых затрат и источники финансирования Программы | Общий объем финансирования программных мероприятий в период с 2014 по 2021 год составит 36149789,2 тыс. руб., в том числе по годам реализации: 2014 год - 4429961,5 тыс. руб.; 2015 год - 4375706,5 тыс. руб.; 2016 год - 4322182,5 тыс. руб.; 2017 год - 4535795,9 тыс. руб.; 2018 год - 4817426 тыс. руб.; 2019 год - 4692426,4 тыс. руб.; 2020 год - 4500967,5 тыс. руб.; 2021 год - 4475322,9 тыс. руб., из них: средства областного бюджета - 36017970,2 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 4428131,5 тыс. руб.; 2015 год - 4374188,5 тыс. руб.; 2016 год - 4320664,5 тыс. руб.; 2017 год - 4535795,9 тыс. руб.; 2018 год - 4816423,3 тыс. руб.; 2019 год - 4611296,9 тыс. руб.; 2020 год - 4465734,8 тыс. руб.; 2021 год - 4465734,8 тыс. руб. Иные не запрещенные законодательством источники: средства федерального бюджета - 125950,3 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 0,0 тыс. руб., 2015 год - 0,0 тыс. руб., 2016 год - 0,0 тыс. руб., 2017 год - 0,0 тыс. руб.; 2018 год - 0,0 тыс. руб.; 2019 год - 81129,5 тыс. руб.; 2020 год - 35232,7 тыс. руб.; 2021 год - 9588,1 тыс. руб., средства местных бюджетов - 3816,0 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 1480,0 тыс. руб.; 2015 год - 1168,0 тыс. руб.; 2016 год - 1168,0 тыс. руб.; 2017 год - 0,0 тыс. руб.; 2018 год - 0,0 тыс. руб.; 2019 год - 0,0 тыс. руб.; 2020 год - 0,0 тыс. руб.; 2021 год - 0,0 тыс. руб., внебюджетные источники - 2052,7 тыс. руб., в том числе по годам: 2014 год - 350,0 тыс. руб.; 2015 год - 350,0 тыс. руб.; 2016 год - 350,0 тыс. руб.; 2017 год - 0,0 тыс. руб.; 2018 год - 1002,7 тыс. руб.; 2019 год - 0,0 тыс. руб.; 2020 год - 0,0 тыс. руб.; 2021 год - 0,0 тыс. руб. |
Ожидаемые результаты Программы | Реализация мероприятий Программы позволит: способствовать повышению качества жизни пожилых людей - комплексного показателя, отражающего состояние физического и духовного здоровья, удовлетворенность условиями жизни, гармоничные отношения в обществе; совершенствовать систему защиты прав и законных интересов граждан старшего поколения; улучшить материальное положение более 202 тыс. пожилых людей в год путем оказания адресной социальной помощи и выплаты пенсии Кузбасса; ежегодно предоставлять областные меры социальной поддержки более 300 тыс. ветеранов; обеспечить более широкий доступ пожилых людей к культурным ценностям, образовательным, просветительским, информационным, консультативным и развлекательным программам, современным информационным технологиям; повысить социальную активность и значимость пожилых людей путем их привлечения к участию в добровольческой деятельности, реализации социально значимых проектов, мероприятиях к социально значимым датам; поддерживать и стимулировать активную жизненную позицию пожилых людей в целях их интеграции в современное общество, улучшения семейных отношений, участия в общественных объединениях и посильной трудовой деятельности; развивать сеть учреждений социальной сферы, в том числе специализированных учреждений, в целях повышения качества обслуживания пожилых людей; повысить качество обслуживания и безопасность проживания в 24 стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых людей и инвалидов; увеличить уровень госпитализации на геронтологических койках лиц старше 60 лет до 51,7 на 10 тыс. населения соответствующего возраста к 2021 году; охватить граждан старше трудоспособного возраста профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию, к 2021 году до 27 процентов; увеличить долю лиц старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, находящихся под диспансерным наблюдением, к 2021 году не менее чем на 64,7 процента |
Комплексная региональная социальная программа "Повышение качества жизни пожилых людей в Кемеровской области" на 2014 - 2021 годы ("Кузбасское долголетие") разработана во исполнение поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева (протокол совещания от 18.12.2012 N ДМ-П12-51пр).
Впервые в истории большинство людей могут рассчитывать на то, что доживут до 60 лет и более. В сочетании с наблюдаемым практически во всех странах заметным снижением уровня фертильности такие тенденции оказывают не менее значительное воздействие на структуру населения. Дополнительные годы жизни и демографические изменения имеют далеко идущие последствия для общества. Большая часть проблем со здоровьем в пожилом возрасте является следствием хронических заболеваний. Многие из них могут быть предотвращены или отложены благодаря здоровому образу жизни. Даже в весьма преклонном возрасте физическая активность и хорошее питание способны принести ощутимую пользу для здоровья и благополучия. Можно эффективно преодолеть и другие проблемы со здоровьем, особенно если они выявляются на достаточно ранней стадии. Даже если люди испытывают снижение жизнеспособности, благоприятная среда может способствовать тому, чтобы они по-прежнему перемещались, куда пожелают, и делали то, что им нужно сделать. Долгосрочная помощь и поддержка могут обеспечить им достойную жизнь, полную возможностей для продолжения личностного роста. Однако нездоровый образ жизни остается распространенным явлением среди пожилых людей, системы здравоохранения слабо приспособлены к потребностям населения пожилого возраста, которое они теперь обслуживают, зачастую человеку пожилого возраста небезопасно и неудобно покидать свой дом, лица, осуществляющие уход, часто не имеют надлежащей подготовки, и минимум один из десяти пожилых людей является жертвой одной из форм злоупотреблений в отношении людей пожилого возраста.
Существующие подходы общественного здравоохранения и социальной защиты к вопросам старения населения недостаточно эффективны. Здоровье пожилых людей отстает от роста продолжительности жизни. Что касается состояния здоровья пожилых людей, то здесь отмечается значительная несправедливость в отношении здоровья, действующие системы здравоохранения слабо ориентированы на оказание той помощи, которая необходима пожилым людям, модели обеспечения долгосрочной помощи являются недостаточными и неустойчивыми, а физические и социальные условия сопряжены с множеством барьеров и сдерживающих факторов, препятствующих как сохранению здоровья, так и участию пожилых людей в жизни общества. Проблемы, возникающие в связи со старением населения, требуют комплексных ответных мер со стороны общественного здравоохранения и органов социальной защиты.
По данным Всемирной организации здравоохранения, с 2000 по 2050 год доля населения 60 лет и старше удвоится с 11% до 22%. Число людей 60 лет и старше возрастет с 605 миллионов до 2 миллиардов человек. К 2020 году впервые в истории численность людей в возрасте 60 лет и старше превысит численность детей младше 5 лет. Однако если системы здравоохранения не выработают эффективных стратегий решения проблем, встающих перед стареющим мировым населением, то растущее бремя хронических заболеваний окажет глубокое воздействие на качество жизни пожилых людей. В России доля лиц старше 60 лет на 01.01.2016 составила 20,3%, к 2025 году ожидается рост до 23,9%, к 2050 - до 28,8%. Кемеровская область повторяет общероссийские тенденции.
Общая численность населения Кемеровской области по состоянию на 01.01.2018 (по данным Кемеровостата) составляет 2694877 человек, в том числе 2316 тыс. человек (86,0%) - городское население, 378 тыс. человек (14,0%) - население, проживающее в сельской местности (таблица 1). Население трудоспособного возраста - 1475515 человек (54,8% от общего населения, 69,8% от взрослого). Плотность населения - 27,9 человека на 1 кв. км. В области насчитывается 4 города с численностью населения свыше 100 тыс. жителей (Кемерово, Новокузнецк, Прокопьевск, Белово).
Возрастно-половая структура населения Кемеровской области
Все население | Городское население | Сельское население | |||||||
оба пола | мужчины | женщины | оба пола | мужчины | женщины | оба пола | мужчины | женщины | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
2018 год | |||||||||
Всего | 2694877 | 1237413 | 1457464 | 2316706 | 1052004 | 1264702 | 378171 | 185409 | 192762 |
0 - 4 | 166700 | 85538 | 81162 | 143537 | 73511 | 70026 | 23163 | 12027 | 11136 |
5 - 14 | 333791 | 170966 | 162825 | 284262 | 145634 | 138628 | 49529 | 25332 | 20147 |
15 - 44 | 1089756 | 538524 | 551232 | 950164 | 464379 | 485785 | 139592 | 74145 | 65447 |
45 - 65 | 756578 | 332821 | 423757 | 640829 | 276989 | 363840 | 115749 | 55832 | 59917 |
старше 65 лет | 348052 | 109564 | 238488 | 297914 | 91491 | 206423 | 50138 | 18073 | 32065 |
2014 год | |||||||||
Всего | 2734075 | 1253946 | 1480129 | 2339804 | 1062851 | 1276953 | 394271 | 191095 | 203176 |
0 - 4 | 180904 | 92833 | 88071 | 152235 | 78228 | 74007 | 28669 | 14605 | 14064 |
5 - 14 | 299499 | 153415 | 146084 | 252806 | 129570 | 123236 | 46693 | 23845 | 22848 |
15 - 44 | 1152795 | 566007 | 586788 | 1000385 | 486906 | 513479 | 152410 | 79101 | 73309 |
45 - 65 | 792297 | 347730 | 444567 | 669983 | 289029 | 380954 | 122314 | 58701 | 63613 |
старше 65 лет | 389868 | 93961 | 214619 | 264395 | 79118 | 185277 | 44185 | 14843 | 29342 |
Демографическая ситуация в Кемеровской области характеризуется ежегодным снижением численности населения. За последние 6 лет население области сократилось на 42,0 тыс. человек (1,5%). При этом с 2017 года - на 14,0 тыс. человек (0,5%), численность сельского населения уменьшилась на 1,4%, городского - на 0,4%. Показатель естественной убыли населения на 1000 населения в 2018 году имеет отрицательную динамику по сравнению с 2014 годом (-1,4), составил -4,5 и отличается от показателей Российской Федерации (-1,5) и Сибирского федерального округа (-1,5). Сокращение численности населения области происходило в основном из-за естественной убыли населения (превышение числа умерших над числом родивших) при усугублении ситуации миграционным оттоком жителей области (диаграмма 1).
Структура населения Кемеровской области в сравнении с Сибирским федеральным округом в 2018 году
В Кемеровской области доля пожилых людей (женщин в возрасте старше 55 лет, мужчин старше 60 лет) составляет 25,6% (690389 чел.) от общей численности населения Кузбасса, в том числе:
до 75 лет - 76,6% (529390 чел.);
от 75 лет до 90 - 23,3% (160999 чел.);
90 лет и старше - 1,6% (10784 чел.);
старше 100 лет - 71 человек.
За пять лет ожидаемая продолжительность жизни жителей Кемеровской области увеличилась на 1,6 года и составила 69,35 года, в том числе у мужчин - 63,68 года, у женщин - 74,9 года. По сравнению с Российской Федерацией эти показатели ниже в среднем на 3,0 года (у мужчин - на 3,6 года, у женщин - на 2,4 года).
Средняя продолжительность жизни жителей Кузбасса составляет 71,87 года (у мужчин - 66,5 года, у женщин - 77,06 года).
Таким образом, разница в продолжительности жизни мужчин и женщин составляет 10,56 года.
За 2007 - 2015 годы ежегодно увеличивалась доля населения в возрасте 55 - 64, 80 лет и более.
Коэффициент демографической нагрузки (число лиц нетрудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста) в 2018 году составил 826.
Увеличение за 2007 - 2016 годы численности населения старше трудоспособного возраста при сокращении численности лиц в трудоспособном возрасте привело к росту показателя демографической нагрузки (числа лиц нетрудоспособного возраста, приходящихся на 1000 человек трудоспособного возраста) (таблицы 2, 3).
Структура возрастного состава населения Кемеровской области
Годы | Все население, человек | Моложе трудоспособного | Трудоспособное | Старше трудоспособного | Доля лиц старше трудоспособного в общей численности населения, процентов |
2015 | 2724990 | 515103 | 1557160 | 652727 | 23,9 |
2016 | 2717627 | 523844 | 1526208 | 667575 | 24,5 |
2017 | 2708844 | 528421 | 1500737 | 679686 | 25,1 |
2018 | 2694877 | 528973 | 1475515 | 690389 | 25,6 |