ПРАВИТЕЛЬСТВО КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ - КУЗБАССА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 6 декабря 2019 года N 706


О внесении изменений в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.12.2013 N 602 "Об утверждении комплексной региональной социальной программы "Повышение качества жизни пожилых людей в Кемеровской области" на 2014 - 2021 годы ("Кузбасское долголетие")"



Правительство Кемеровской области - Кузбасса постановляет:


1. Внести в постановление Коллегии Администрации Кемеровской области от 26.12.2013 N 602 "Об утверждении комплексной региональной социальной программы "Повышение качества жизни пожилых людей в Кемеровской области" на 2014 - 2021 годы ("Кузбасское долголетие")" (в редакции постановлений Коллегии Администрации Кемеровской области от 29.05.2017 N 235, от 18.01.2019 N 17) следующие изменения:


1.1. В пункте 3 после слов "Кемеровской области" дополнить словом "- Кузбасса".


1.2. Комплексную региональную социальную программу "Повышение качества жизни пожилых людей в Кемеровской области" на 2014 - 2021 годы ("Кузбасское долголетие"), утвержденную постановлением, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему постановлению.


2. Настоящее постановление подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Правительства Кемеровской области - Кузбасса".


3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Губернатора Кемеровской области - Кузбасса В.Н.Телегина.



Губернатор
Кемеровской области - Кузбасса
С.Е.ЦИВИЛЕВ



Приложение
к постановлению Правительства
Кемеровской области - Кузбасса
от 6 декабря 2019 г. N 706



КОМПЛЕКСНАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ПРОГРАММА "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ЖИЗНИ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ" НА 2014 - 2021 ГОДЫ ("КУЗБАССКОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ")



Паспорт комплексной региональной социальной программы "Повышение качества жизни пожилых людей в Кемеровской области" на 2014 - 2021 годы ("Кузбасское долголетие")

Наименование программы

Комплексная региональная социальная программа "Повышение качества жизни пожилых людей в Кемеровской области" на 2014 - 2021 годы ("Кузбасское долголетие") (далее - Программа)

Государственный заказчик Программы

Правительство Кемеровской области - Кузбасса

Директор Программы

Заместитель Губернатора Кемеровской области - Кузбасса (по вопросам социального развития)

Основной разработчик Программы

Департамент социальной защиты населения Кемеровской области

Цели Программы

Повышение качества жизни пожилых людей, их социальной защищенности на основе совершенствования социального обслуживания, медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение, а также содействия активному участию пожилых людей в жизни общества.

Обеспечение доступности социальных, образовательных, культурно-досуговых и иных услуг для граждан старшего поколения.

Увеличение периода активного долголетия и продолжительности здоровой жизни

Задачи Программы

Совершенствование деятельности учреждений и служб, предоставляющих пожилым людям комплекс жизненно важных социально ориентированных услуг (геронтологические отделения, мобильные социальные бригады, больницы медико-социальной помощи, клубы для пожилых людей, дома-интернаты, психоневрологические интернаты и другие);

внедрение стационарозамещающих технологий, создание условий и внедрение экономически обоснованных моделей обслуживания, приближение уровня социального обслуживания к потребностям общества;

реализация, расширение при необходимости, совершенствование мер социальной поддержки граждан пожилого возраста;

повышение уровня социальной адаптации пожилых людей;

поддержание жизненной активности пожилых людей мерами реабилитационного и оздоровительного характера;

содействие процессу социальной интеграции пожилых людей с привлечением общественных организаций путем продолжения обучения по программе "Университет третьего возраста";

развитие гериатрической службы Кемеровской области;

повышение доступности и качества оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам пожилого и старческого возраста;

проведение профилактических мероприятий (вакцинация лиц старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в организациях социального обслуживания, проведение лицам старше 65 лет, проживающим в сельской местности, дополнительных скринингов на выявление отдельных социально значимых неинфекционных заболеваний, оказывающих вклад в структуру смертности населения старше трудоспособного возраста);

создание системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами с проведением типизации при составлении индивидуальной программы предоставления социальных услуг, предусмотренной Федеральным законом от 28.12.2013 N 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации", создание единой информационной системы, обеспечивающей обмен необходимыми данными между участниками системы долговременного ухода за гражданами пожилого возраста и инвалидами, использование телемедицинских технологий;

профессиональная переподготовка врачей-специалистов по специальности "Гериатрия" и среднего медицинского персонала в рамках реализации регионального проекта "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения Кемеровской области квалифицированными кадрами";

подготовка кадров для системы долговременного ухода, включая специалистов по социальной работе, социальных работников и специалистов по уходу;

развитие системы медицинского патронажа для граждан старшего возраста

Срок реализации Программы

2014 - 2021 годы

Основные мероприятия Программы

Нормативное правовое обеспечение социальной защищенности пожилых людей.

Обеспечение социальной защищенности пожилых людей.

Укрепление здоровья пожилых людей.

Меры по оптимизации среды жизнедеятельности пожилых людей.

Совершенствование социального и медицинского обслуживания пожилых жителей в сельской местности.

Развитие коммуникационных возможностей и интеллектуального потенциала пожилых людей.

Организация свободного времени и культурного досуга пожилых людей.

Кадровое обеспечение деятельности по социальному обслуживанию пожилых людей.

Стимулирование занятости пожилых людей.

Развитие современных форм социального обслуживания, рынка социальных услуг.

Проведение профилактических осмотров и диспансеризации не менее 27 процентов населения старше трудоспособного возраста к 2022 году.

Проведение диспансерного наблюдения по поводу заболеваний и патологических состояний не менее чем 64,7 процента лиц старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния.

Создание регионального гериатрического центра в 2019 году.

Дополнительное открытие не менее 120 гериатрических коек в соответствии с расчетным нормативом 1 койка на 2000 населения в возрасте 70 лет и старше и 22 кабинетов гериатрического приема в соответствии с расчетным нормативом 1 кабинет на 20000 населения старше 60 лет.

Профессиональная переподготовка врачей-специалистов по специальности "Гериатрия" в рамках реализации регионального проекта "Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения Кемеровской области квалифицированными кадрами".

Внедрение комплекса мер, направленных на профилактику и раннее выявление когнитивных нарушений у лиц пожилого и старческого возраста, профилактику падений и переломов.

Проведение вакцинации не менее 95 процентов лиц старше трудоспособного возраста из групп риска, проживающих в организациях социального обслуживания. Проведение дополнительных скринингов лиц старше 65 лет, проживающих в сельской местности, на выявление отдельных социально значимых неинфекционных заболеваний

Основные исполнители Программы

Департамент социальной защиты населения Кемеровской области;

департамент охраны здоровья населения Кемеровской области;

департамент молодежной политики и спорта Кемеровской области;

департамент культуры и национальной политики Кемеровской области;

департамент труда и занятости населения Кемеровской области;

департамент информационных технологий Кемеровской области;

департамент образования и науки Кемеровской области;

департамент по развитию предпринимательства и потребительского рынка Кемеровской области

Объемы финансовых затрат и источники финансирования Программы

Общий объем финансирования программных мероприятий в период с 2014 по 2021 год составит 36149789,2 тыс. руб.,

в том числе по годам реализации:

2014 год - 4429961,5 тыс. руб.;

2015 год - 4375706,5 тыс. руб.;

2016 год - 4322182,5 тыс. руб.;

2017 год - 4535795,9 тыс. руб.;

2018 год - 4817426 тыс. руб.;

2019 год - 4692426,4 тыс. руб.;

2020 год - 4500967,5 тыс. руб.;

2021 год - 4475322,9 тыс. руб.,

из них:

средства областного бюджета - 36017970,2 тыс. руб., в том числе по годам:

2014 год - 4428131,5 тыс. руб.;

2015 год - 4374188,5 тыс. руб.;

2016 год - 4320664,5 тыс. руб.;

2017 год - 4535795,9 тыс. руб.;

2018 год - 4816423,3 тыс. руб.;

2019 год - 4611296,9 тыс. руб.;

2020 год - 4465734,8 тыс. руб.;

2021 год - 4465734,8 тыс. руб.

Иные не запрещенные законодательством источники:

средства федерального бюджета - 125950,3 тыс. руб., в том числе по годам:

2014 год - 0,0 тыс. руб.,

2015 год - 0,0 тыс. руб.,

2016 год - 0,0 тыс. руб.,

2017 год - 0,0 тыс. руб.;

2018 год - 0,0 тыс. руб.;

2019 год - 81129,5 тыс. руб.;

2020 год - 35232,7 тыс. руб.;

2021 год - 9588,1 тыс. руб.,

средства местных бюджетов - 3816,0 тыс. руб., в том числе по годам:

2014 год - 1480,0 тыс. руб.;

2015 год - 1168,0 тыс. руб.;

2016 год - 1168,0 тыс. руб.;

2017 год - 0,0 тыс. руб.;

2018 год - 0,0 тыс. руб.;

2019 год - 0,0 тыс. руб.;

2020 год - 0,0 тыс. руб.;

2021 год - 0,0 тыс. руб.,

внебюджетные источники - 2052,7 тыс. руб.,

в том числе по годам:

2014 год - 350,0 тыс. руб.;

2015 год - 350,0 тыс. руб.;

2016 год - 350,0 тыс. руб.;

2017 год - 0,0 тыс. руб.;

2018 год - 1002,7 тыс. руб.;

2019 год - 0,0 тыс. руб.;

2020 год - 0,0 тыс. руб.;

2021 год - 0,0 тыс. руб.

Ожидаемые результаты Программы

Реализация мероприятий Программы позволит:

способствовать повышению качества жизни пожилых людей - комплексного показателя, отражающего состояние физического и духовного здоровья, удовлетворенность условиями жизни, гармоничные отношения в обществе;

совершенствовать систему защиты прав и законных интересов граждан старшего поколения;

улучшить материальное положение более 202 тыс. пожилых людей в год путем оказания адресной социальной помощи и выплаты пенсии Кузбасса;

ежегодно предоставлять областные меры социальной поддержки более 300 тыс. ветеранов;

обеспечить более широкий доступ пожилых людей к культурным ценностям, образовательным, просветительским, информационным, консультативным и развлекательным программам, современным информационным технологиям;

повысить социальную активность и значимость пожилых людей путем их привлечения к участию в добровольческой деятельности, реализации социально значимых проектов, мероприятиях к социально значимым датам;

поддерживать и стимулировать активную жизненную позицию пожилых людей в целях их интеграции в современное общество, улучшения семейных отношений, участия в общественных объединениях и посильной трудовой деятельности;

развивать сеть учреждений социальной сферы, в том числе специализированных учреждений, в целях повышения качества обслуживания пожилых людей;

повысить качество обслуживания и безопасность проживания в 24 стационарных учреждениях социального обслуживания пожилых людей и инвалидов; увеличить уровень госпитализации на геронтологических койках лиц старше 60 лет до 51,7 на 10 тыс. населения соответствующего возраста к 2021 году;

охватить граждан старше трудоспособного возраста профилактическими осмотрами, включая диспансеризацию, к 2021 году до 27 процентов;

увеличить долю лиц старше трудоспособного возраста, у которых выявлены заболевания и патологические состояния, находящихся под диспансерным наблюдением, к 2021 году не менее чем на 64,7 процента


Комплексная региональная социальная программа "Повышение качества жизни пожилых людей в Кемеровской области" на 2014 - 2021 годы ("Кузбасское долголетие") разработана во исполнение поручений Председателя Правительства Российской Федерации Д.А.Медведева (протокол совещания от 18.12.2012 N ДМ-П12-51пр).



1. Содержание проблемы и обоснование необходимости ее решения программными методами


Впервые в истории большинство людей могут рассчитывать на то, что доживут до 60 лет и более. В сочетании с наблюдаемым практически во всех странах заметным снижением уровня фертильности такие тенденции оказывают не менее значительное воздействие на структуру населения. Дополнительные годы жизни и демографические изменения имеют далеко идущие последствия для общества. Большая часть проблем со здоровьем в пожилом возрасте является следствием хронических заболеваний. Многие из них могут быть предотвращены или отложены благодаря здоровому образу жизни. Даже в весьма преклонном возрасте физическая активность и хорошее питание способны принести ощутимую пользу для здоровья и благополучия. Можно эффективно преодолеть и другие проблемы со здоровьем, особенно если они выявляются на достаточно ранней стадии. Даже если люди испытывают снижение жизнеспособности, благоприятная среда может способствовать тому, чтобы они по-прежнему перемещались, куда пожелают, и делали то, что им нужно сделать. Долгосрочная помощь и поддержка могут обеспечить им достойную жизнь, полную возможностей для продолжения личностного роста. Однако нездоровый образ жизни остается распространенным явлением среди пожилых людей, системы здравоохранения слабо приспособлены к потребностям населения пожилого возраста, которое они теперь обслуживают, зачастую человеку пожилого возраста небезопасно и неудобно покидать свой дом, лица, осуществляющие уход, часто не имеют надлежащей подготовки, и минимум один из десяти пожилых людей является жертвой одной из форм злоупотреблений в отношении людей пожилого возраста.


Существующие подходы общественного здравоохранения и социальной защиты к вопросам старения населения недостаточно эффективны. Здоровье пожилых людей отстает от роста продолжительности жизни. Что касается состояния здоровья пожилых людей, то здесь отмечается значительная несправедливость в отношении здоровья, действующие системы здравоохранения слабо ориентированы на оказание той помощи, которая необходима пожилым людям, модели обеспечения долгосрочной помощи являются недостаточными и неустойчивыми, а физические и социальные условия сопряжены с множеством барьеров и сдерживающих факторов, препятствующих как сохранению здоровья, так и участию пожилых людей в жизни общества. Проблемы, возникающие в связи со старением населения, требуют комплексных ответных мер со стороны общественного здравоохранения и органов социальной защиты.


По данным Всемирной организации здравоохранения, с 2000 по 2050 год доля населения 60 лет и старше удвоится с 11% до 22%. Число людей 60 лет и старше возрастет с 605 миллионов до 2 миллиардов человек. К 2020 году впервые в истории численность людей в возрасте 60 лет и старше превысит численность детей младше 5 лет. Однако если системы здравоохранения не выработают эффективных стратегий решения проблем, встающих перед стареющим мировым населением, то растущее бремя хронических заболеваний окажет глубокое воздействие на качество жизни пожилых людей. В России доля лиц старше 60 лет на 01.01.2016 составила 20,3%, к 2025 году ожидается рост до 23,9%, к 2050 - до 28,8%. Кемеровская область повторяет общероссийские тенденции.


Общая численность населения Кемеровской области по состоянию на 01.01.2018 (по данным Кемеровостата) составляет 2694877 человек, в том числе 2316 тыс. человек (86,0%) - городское население, 378 тыс. человек (14,0%) - население, проживающее в сельской местности (таблица 1). Население трудоспособного возраста - 1475515 человек (54,8% от общего населения, 69,8% от взрослого). Плотность населения - 27,9 человека на 1 кв. км. В области насчитывается 4 города с численностью населения свыше 100 тыс. жителей (Кемерово, Новокузнецк, Прокопьевск, Белово).



Таблица 1



Возрастно-половая структура населения Кемеровской области

Все население

Городское население

Сельское население

оба пола

мужчины

женщины

оба пола

мужчины

женщины

оба пола

мужчины

женщины

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

2018 год

Всего

2694877

1237413

1457464

2316706

1052004

1264702

378171

185409

192762

0 - 4

166700

85538

81162

143537

73511

70026

23163

12027

11136

5 - 14

333791

170966

162825

284262

145634

138628

49529

25332

20147

15 - 44

1089756

538524

551232

950164

464379

485785

139592

74145

65447

45 - 65

756578

332821

423757

640829

276989

363840

115749

55832

59917

старше 65 лет

348052

109564

238488

297914

91491

206423

50138

18073

32065

2014 год

Всего

2734075

1253946

1480129

2339804

1062851

1276953

394271

191095

203176

0 - 4

180904

92833

88071

152235

78228

74007

28669

14605

14064

5 - 14

299499

153415

146084

252806

129570

123236

46693

23845

22848

15 - 44

1152795

566007

586788

1000385

486906

513479

152410

79101

73309

45 - 65

792297

347730

444567

669983

289029

380954

122314

58701

63613

старше 65 лет

389868

93961

214619

264395

79118

185277

44185

14843

29342


Демографическая ситуация в Кемеровской области характеризуется ежегодным снижением численности населения. За последние 6 лет население области сократилось на 42,0 тыс. человек (1,5%). При этом с 2017 года - на 14,0 тыс. человек (0,5%), численность сельского населения уменьшилась на 1,4%, городского - на 0,4%. Показатель естественной убыли населения на 1000 населения в 2018 году имеет отрицательную динамику по сравнению с 2014 годом (-1,4), составил -4,5 и отличается от показателей Российской Федерации (-1,5) и Сибирского федерального округа (-1,5). Сокращение численности населения области происходило в основном из-за естественной убыли населения (превышение числа умерших над числом родивших) при усугублении ситуации миграционным оттоком жителей области (диаграмма 1).



Диаграмма 1



Структура населения Кемеровской области в сравнении с Сибирским федеральным округом в 2018 году




В Кемеровской области доля пожилых людей (женщин в возрасте старше 55 лет, мужчин старше 60 лет) составляет 25,6% (690389 чел.) от общей численности населения Кузбасса, в том числе:


до 75 лет - 76,6% (529390 чел.);


от 75 лет до 90 - 23,3% (160999 чел.);


90 лет и старше - 1,6% (10784 чел.);


старше 100 лет - 71 человек.


За пять лет ожидаемая продолжительность жизни жителей Кемеровской области увеличилась на 1,6 года и составила 69,35 года, в том числе у мужчин - 63,68 года, у женщин - 74,9 года. По сравнению с Российской Федерацией эти показатели ниже в среднем на 3,0 года (у мужчин - на 3,6 года, у женщин - на 2,4 года).


Средняя продолжительность жизни жителей Кузбасса составляет 71,87 года (у мужчин - 66,5 года, у женщин - 77,06 года).


Таким образом, разница в продолжительности жизни мужчин и женщин составляет 10,56 года.


За 2007 - 2015 годы ежегодно увеличивалась доля населения в возрасте 55 - 64, 80 лет и более.


Коэффициент демографической нагрузки (число лиц нетрудоспособного возраста на 1000 человек трудоспособного возраста) в 2018 году составил 826.


Увеличение за 2007 - 2016 годы численности населения старше трудоспособного возраста при сокращении численности лиц в трудоспособном возрасте привело к росту показателя демографической нагрузки (числа лиц нетрудоспособного возраста, приходящихся на 1000 человек трудоспособного возраста) (таблицы 2, 3).



Таблица 2



Структура возрастного состава населения Кемеровской области

Годы

Все население, человек

Моложе трудоспособного

Трудоспособное

Старше трудоспособного

Доля лиц старше трудоспособного в общей численности населения, процентов

2015

2724990

515103

1557160

652727

23,9

2016

2717627

523844

1526208

667575

24,5

2017

2708844

528421

1500737

679686

25,1

2018

2694877

528973

1475515

690389

25,6

Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»