(с изменениями на 2 ноября 2022 года)
(в ред. законов Белгородской области от 02.07.2020 N 495, от 05.10.2021 N 104, от 28.06.2022 N 199, от 02.11.2022 N 224)
Принят
Белгородской областной Думой
21 ноября 2019 года
Настоящий закон в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации регулирует отношения, связанные с предоставлением государственных гарантий Белгородской области.
1. Государственной гарантией Белгородской области (далее - государственная гарантия) в целях настоящего закона признается вид долгового обязательства, в силу которого Белгородская область (гарант) обязана при наступлении предусмотренного в государственной гарантии события (далее - гарантийный случай) уплатить лицу, в пользу которого предоставлена государственная гарантия (далее - бенефициар), по его письменному требованию определенную в обязательстве денежную сумму за счет средств областного бюджета в соответствии с условиями даваемого гарантом обязательства отвечать за исполнение третьим лицом (далее - принципал) его обязательств перед бенефициаром.
1.1. Государственные гарантии предоставляются в обеспечение обязательств перед бенефициаром, определенных кредитным договором, договором займа со специализированным обществом проектного финансирования в целях финансирования строительства и (или) реконструкции объектов инфраструктуры (далее - заем), договором финансовой аренды (лизинга), договором сублизинга.
(часть 1.1 введена законом Белгородской области от 05.10.2021 N 104)
2. Государственные гарантии не предоставляются для обеспечения исполнения обязательств хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, государственных (муниципальных) унитарных предприятий (за исключением государственных унитарных предприятий, имущество которых принадлежит им на праве хозяйственного ведения и находится в собственности Белгородской области), некоммерческих организаций, крестьянских (фермерских) хозяйств, индивидуальных предпринимателей и физических лиц.
3. Государственная гарантия обеспечивает надлежащее исполнение принципалом его денежных обязательств перед бенефициаром, возникших из договора или иной сделки (основного обязательства).
Объем обязательств Белгородской области по государственной гарантии и предельная сумма государственной гарантии указываются в государственной гарантии.
Предусмотренное государственной гарантией обязательство гаранта перед бенефициаром ограничивается уплатой денежных средств в объеме просроченных обязательств принципала, обеспеченных гарантией, но не более суммы гарантии.
4. Государственная гарантия не обеспечивает:
1) исполнение обязательств принципала по уплате штрафов, комиссий, пеней за просрочку погашения задолженности по основному долгу по кредиту, займу и за просрочку уплаты процентов, просрочку уплаты лизинговых платежей, а также обязательства по уплате выкупной цены предмета лизинга (сублизинга);
(в ред. закона Белгородской области от 05.10.2021 N 104)
2) досрочное исполнение обязательств принципала, в том числе в случае предъявления принципалу требований об их досрочном исполнении либо наступления событий (обстоятельств), в силу которых срок исполнения обязательств принципала считается наступившим.
5. Письменная форма государственной гарантии является обязательной.
6. Гарант по государственной гарантии несет субсидиарную ответственность по обеспеченному им обязательству принципала в пределах суммы гарантии.
7. Государственной гарантией, не предусматривающей право регрессного требования гаранта к принципалу, могут обеспечиваться только обязательства хозяйственного общества, 100 процентов акций (долей) которого принадлежит Белгородской области, государственного унитарного предприятия, имущество которого находится в собственности Белгородской области.
(часть 7 в ред. закона Белгородской области от 02.07.2020 N 495)
8. Государственная гарантия, обеспечивающая исполнение обязательств принципала по кредиту, займу, подлежит отзыву гарантом только в следующих случаях:
1) изменение без предварительного письменного согласия гаранта указанных в государственной гарантии условий основного обязательства, которые не могут быть изменены без предварительного письменного согласия гаранта;
2) нецелевое использование средств кредита, займа, обеспеченных государственной гарантией.
(часть 8 введена законом Белгородской области от 05.10.2021 N 104)
1. От имени Белгородской области государственные гарантии предоставляются Правительством Белгородской области в пределах общей суммы предоставляемых гарантий, указанной в законе Белгородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Программа государственных гарантий Белгородской области является приложением к закону Белгородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
2. В программе государственных гарантий Белгородской области, утверждаемой законом Белгородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, указываются:
1) направления (цели) гарантирования с указанием объема гарантий по каждому направлению (цели), категорий (групп) и (или) наименований принципалов по каждому направлению (цели) гарантирования;
2) общий объем гарантий;
3) наличие (отсутствие) права регрессного требования гаранта к принципалам;
4) срок предоставления государственных гарантий, а также иные условия предоставления и исполнения гарантий.
3. Общий объем бюджетных ассигнований, которые должны быть предусмотрены на исполнение государственных гарантий по возможным гарантийным случаям, указывается в текстовых статьях закона Белгородской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
1. Предоставление государственных гарантий осуществляется при соблюдении следующих условий:
1) финансовое состояние принципала является удовлетворительным;
2) предоставление принципалом, третьим лицом до даты выдачи государственной гарантии соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу, возникающего в связи с исполнением в полном объеме или в какой-либо части гарантии;
3) отсутствие у принципала, его поручителей (гарантов) просроченной (неурегулированной) задолженности по денежным обязательствам перед Белгородской областью, неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и штрафов, процентов, подлежащих уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
4) принципал не находится в процессе реорганизации или ликвидации, в отношении принципала не возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве).
2. Размер обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к нему в связи с исполнением государственной гарантии определяется с учетом финансового состояния принципала. Порядок определения минимального объема (суммы) обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии в зависимости от степени удовлетворительности финансового состояния принципала устанавливается Правительством Белгородской области. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь достаточную степень надежности (ликвидности).
(в ред. закона Белгородской области от 02.07.2020 N 495)
3. Анализ финансового состояния принципала, проверка достаточности, надежности и ликвидности обеспечения, предоставляемого в соответствии с пунктом 2 части 1 настоящей статьи, при предоставлении государственной гарантии, а также мониторинг финансового состояния принципала, контроль за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления государственной гарантии осуществляются в порядке, установленном Правительством Белгородской области, финансовым органом Белгородской области.
(в ред. Закона Белгородской области от 02.11.2022 N 224)
Анализ финансового состояния принципала, его поручителей (гарантов), проверка достаточности, надежности и ликвидности предоставляемого обеспечения при предоставлении государственной гарантии, а также мониторинг финансового состояния принципала, контроль за достаточностью, надежностью и ликвидностью предоставленного обеспечения после предоставления государственной гарантии, взыскание задолженности указанных лиц могут осуществляться агентом, привлекаемым Правительством Белгородской области в установленном порядке в соответствии с законом об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
1. Способами обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу по государственной гарантии могут быть только банковские гарантии и поручительства юридических лиц, муниципальные гарантии, залог имущества.
2. Оценка надежности банковской гарантии, поручительства осуществляется в порядке, установленном Правительством Белгородской области, финансовым органом Белгородской области или по его поручению уполномоченным лицом.
(в ред. Закона Белгородской области от 02.11.2022 N 224)
Оценка рыночной стоимости (с выводами о ликвидности) имущества, передаваемого в залог, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности на основании договора на проведение оценки, заключенного принципалом с оценочной компанией. Оценка передаваемого в залог имущества осуществляется оценщиком, состоящим в штате указанной оценочной компании (заключившим трудовой договор с указанной оценочной компанией). Передаваемое в залог имущество должно быть свободно от прав на него третьих лиц, в том числе не должно быть предметом залога по другим договорам. Принятие в залог имущества, которое залогодатель приобретет в будущем, а также последующий залог имущества, переданного в залог Белгородской области, не допускаются.
3. При выявлении недостаточности предоставленного обеспечения исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу или иного несоответствия предоставленного обеспечения требованиям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации, гражданским законодательством Российской Федерации и (или) законодательством Белгородской области (в том числе в случае существенного ухудшения финансового состояния юридического лица, предоставившего в обеспечение исполнения обязательств принципала по удовлетворению регрессного требования гаранта к принципалу банковскую гарантию или поручительство, уменьшения рыночной стоимости предмета залога), принципал обязан в срок, установленный Правительством Белгородской области, осуществить замену обеспечения (полную или частичную) либо предоставить дополнительное обеспечение в целях приведения состава и общего объема (суммы) обеспечения в соответствие с установленными требованиями. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения принципалом указанной обязанности принципал несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации, договором о предоставлении государственной гарантии. Неисполнение принципалом указанной обязанности не является основанием для неисполнения государственной гарантии (признания требования бенефициара об исполнении гарантии необоснованным и не подлежащим удовлетворению), прекращения государственной гарантии.
(часть 3 в ред. закона Белгородской области от 02.07.2020 N 495)
3.1. Неисполнение принципалом установленной частью 3 настоящей статьи обязанности приравнивается к неисполнению денежных обязательств перед Белгородской областью (гарантом). К принципалу, не исполнившему указанную обязанность, применяются положения, предусмотренные абзацем вторым пункта 1 статьи 93.2, абзацем четвертым пункта 1.1 статьи 115.2, пунктом 17 статьи 241 Бюджетного кодекса Российской Федерации для лиц, имеющих просроченную (неурегулированную) задолженность по денежным обязательствам перед Белгородской областью (гарантом).