Действующий

Об утверждении Стратегии развития внутреннего и въездного туризма в Республике Бурятия на период до 2035 года (с изменениями на 21 октября 2024 года)



Таблица 2

Сильные стороны

Слабые стороны

- Уникальное разнообразие условий и ресурсов для туризма и рекреации.

- Наличие позитивных устойчивых ассоциативных представлений и брендов.

- Федеральная поддержка региона, в т.ч. в формировании туристско-рекреационных кластеров и особой экономической зоны туристско-рекреационного типа.

- Благоприятные условия для развития круглогодичного туризма и рекреации.

- Сочетание природно-климатических и бальнеологических факторов.

- Благоприятная экологическая обстановка.

- Наличие системы ООПТ.

- Позитивный образ республики как стабильно развивающейся территории.

- Наличие Стратегии социально-экономического развития республики, в которой туризм является одним из стратегических направлений.

- Высокая степень заинтересованности Правительства республики в достижении положительных результатов в развитии туристско-рекреационного комплекса.

- Наличие Схемы территориального планирования республики.

- Наличие разработанных муниципальных документов территориального планирования в основных туристских районах.

- Развитый сегмент детского и семейного отдыха.

- Наличие богатых ресурсов для развития познавательного и культурного туризма.

- Разнообразные ценовые предложения - от дешевого отдыха в кемпингах, базах отдыха и частном секторе до элитных гостиничных комплексов.

- Отсутствие языкового барьера для российских туристов.

- Уникальная кухня, традиции и культурная среда.

- Наличие уникальных видов лечебно-оздоровительных процедур (лечебное голодание, разгрузочно-диетическая терапия).

- Возможность сочетания лечения, оздоровления, активного и пляжного отдыха, экскурсий и других видов туризма.

- Наличие разработанных Правил организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в Республике Бурятия

- Природоохранные и инфраструктурные ограничения туристско-рекреационных и курортных местностей, связанные с режимом центральной экологической зоны Байкальской природной территории (постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2399 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории" и другие).

- Недостаточная конкурентоспособность продукции и услуг туристского комплекса.

- Несоответствие уровня сервиса и материально-технической базы ценам на туристско-рекреационные услуги.

- Сезонный характер значительной доли туристских предложений.

- Устаревшая материально-техническая база многих предприятий.

- Отсутствие ориентации на иностранных туристов (низкий показатель въездного туризма).

- Недостаточная информированность потенциальной целевой аудитории о бальнеологическом, этнокультурном, спортивном, экстремальном и прочих видах туризма и отдыха.

- Недостаточный уровень квалификации трудовых ресурсов в туристской отрасли, недостаток кадров.

- Отставание развития дорожно-транспортной сети от роста турпотока.

- Недостаточный уровень использования современных систем управления, организации труда, ресурсосбережения и т.д.

- Слабое инфраструктурное развитие территории для целей туризма и рекреации (централизованное водоснабжение, водоотведение и т.д.).

- Дефицит экотуристской инфраструктуры, в том числе троп для различных категорий пользователей, отсутствие программ подготовки гидов-проводников.

Отсутствие газификации региона.

- Высокая доля неорганизованных туристов.

- Наличие большого количества организаций и физических лиц, осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность в сфере туризма.

- Отсутствие современных мощностей по переработке отходов.

- Недостаточное применение стандартов качества на туристско-рекреационные услуги.

- Незащищенность прав отдыхающих в частном секторе.

- Слабо налаженные каналы продаж (сбыта) турпродукта.

- Отсутствие межотраслевой координации в вопросах развития туризма на региональном уровне

(в ред. Распоряжения Правительства Республики Бурятия от 21.10.2024 N 938-р)

Возможности

Угрозы

- Продолжение осуществления государственной федеральной поддержки развития зон туризма и рекреации (туристско-рекреационные кластеры и особая экономическая зона).

- Рост инвестиционной активности в туристско-рекреационном комплексе республики.

- Повышение маркетинговой и инвестиционной привлекательности туристско-рекреационного комплекса республики в связи с реализацией Национальной программы развития Дальнего Востока до 2025 года и на перспективу до 2035 года.

- Развитие сельского туризма как нового формата эффективного взаимодействия аграрного и туристско-рекреационного комплекса республики.

- Развитие транспортной инфраструктуры (строительство и реконструкция республиканских автодорог; развитие аэропорта г. Улан-Удэ, развитие малой авиации).

- Широкие возможности для развития экскурсионного и познавательного туризма; развития новых видов туризма в зависимости от сезона - горнолыжного, экологического, экстремального и пр.

- Развитие VIP-туризма, в т.ч. для иностранных граждан.

- Развитие делового и конгрессного туризма.

- Повышение конкурентоспособности продукции и услуг туристско-рекреационной сферы на основе модернизации и реконструкции объектов, строительства новых комплексов.

- Развитие зимних видов туризма.

- Формирование новых курортных и туристских брендов, новых турпродуктов.

- Дальнейшее развитие международных связей, стимулирование создания на территории республики иностранных и совместных предприятий в сфере курортов и туризма, стимулирование притока иностранных туристов.

- Возможности для смены мест и типов отдыха в течение года или по сезонам, сокращение сезонности.

- Возможность формирования сбалансированной и взаимоувязанной концепции продвижения курортных и туристских продуктов на российский рынок, позиционирование брендов туристско-рекреационных местностей, ориентированных на целевой сегмент.

- Развитие каналов продаж путем франчайзинга, расширения сети турагентств, создания сети туристско-информационных центров.

- Построение вертикали "республика - муниципалитеты - предприятия туриндустрии" для согласованных действий по рекламе, развитию территорий и продвижению турпродуктов.

- Дальнейшее развитие регулируемого туризма на ООПТ

- Усиление конкуренции со стороны Иркутской области.

- Усиление конкуренции со стороны стран, активно продвигающих познавательный и этнокультурный туризм (Китай, Монголия).

- Сокращение бюджетных ассигнований (как из федерального, так и республиканского бюджетов) на развитие туристско-рекреационной сферы, на рекламную кампанию и продвижение турпродукта.

- Дальнейшее повышение тарифов на железнодорожные и авиаперевозки и, как следствие, снижение конкурентоспособности цены на отдых в республике.

- Рост антропогенных и техногенных нагрузок на природно-рекреационный комплекс Байкальской природной территории республики.

- Угроза исчезновения уникальных биоценозов.

- Угроза нестабильности социально-политической ситуации.

- Несогласованные действия в вертикали "республика - муниципалитеты - предприятия туриндустрии"


Анализ соотношения сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами представлен в таблице 3.