Сильные стороны | Слабые стороны |
- Уникальное разнообразие условий и ресурсов для туризма и рекреации. - Наличие позитивных устойчивых ассоциативных представлений и брендов. - Федеральная поддержка региона, в т.ч. в формировании туристско-рекреационных кластеров и особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. - Благоприятные условия для развития круглогодичного туризма и рекреации. - Сочетание природно-климатических и бальнеологических факторов. - Благоприятная экологическая обстановка. - Наличие системы ООПТ. - Позитивный образ республики как стабильно развивающейся территории. - Наличие Стратегии социально-экономического развития республики, в которой туризм является одним из стратегических направлений. - Высокая степень заинтересованности Правительства республики в достижении положительных результатов в развитии туристско-рекреационного комплекса. - Наличие Схемы территориального планирования республики. - Наличие разработанных муниципальных документов территориального планирования в основных туристских районах. - Развитый сегмент детского и семейного отдыха. - Наличие богатых ресурсов для развития познавательного и культурного туризма. - Разнообразные ценовые предложения - от дешевого отдыха в кемпингах, базах отдыха и частном секторе до элитных гостиничных комплексов. - Отсутствие языкового барьера для российских туристов. - Уникальная кухня, традиции и культурная среда. - Наличие уникальных видов лечебно-оздоровительных процедур (лечебное голодание, разгрузочно-диетическая терапия). - Возможность сочетания лечения, оздоровления, активного и пляжного отдыха, экскурсий и других видов туризма. - Наличие разработанных Правил организации туризма и отдыха в центральной экологической зоне Байкальской природной территории в Республике Бурятия | - Природоохранные и инфраструктурные ограничения туристско-рекреационных и курортных местностей, связанные с режимом центральной экологической зоны Байкальской природной территории (постановление Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2399 "Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории" и другие). - Недостаточная конкурентоспособность продукции и услуг туристского комплекса. - Несоответствие уровня сервиса и материально-технической базы ценам на туристско-рекреационные услуги. - Сезонный характер значительной доли туристских предложений. - Устаревшая материально-техническая база многих предприятий. - Отсутствие ориентации на иностранных туристов (низкий показатель въездного туризма). - Недостаточная информированность потенциальной целевой аудитории о бальнеологическом, этнокультурном, спортивном, экстремальном и прочих видах туризма и отдыха. - Недостаточный уровень квалификации трудовых ресурсов в туристской отрасли, недостаток кадров. - Отставание развития дорожно-транспортной сети от роста турпотока. - Недостаточный уровень использования современных систем управления, организации труда, ресурсосбережения и т.д. - Слабое инфраструктурное развитие территории для целей туризма и рекреации (централизованное водоснабжение, водоотведение и т.д.). - Дефицит экотуристской инфраструктуры, в том числе троп для различных категорий пользователей, отсутствие программ подготовки гидов-проводников. Отсутствие газификации региона. - Высокая доля неорганизованных туристов. - Наличие большого количества организаций и физических лиц, осуществляющих незаконную предпринимательскую деятельность в сфере туризма. - Отсутствие современных мощностей по переработке отходов. - Недостаточное применение стандартов качества на туристско-рекреационные услуги. - Незащищенность прав отдыхающих в частном секторе. - Слабо налаженные каналы продаж (сбыта) турпродукта. - Отсутствие межотраслевой координации в вопросах развития туризма на региональном уровне |
(в ред. Распоряжения Правительства Республики Бурятия от 21.10.2024 N 938-р) | |
Возможности | Угрозы |
- Продолжение осуществления государственной федеральной поддержки развития зон туризма и рекреации (туристско-рекреационные кластеры и особая экономическая зона). - Рост инвестиционной активности в туристско-рекреационном комплексе республики. - Повышение маркетинговой и инвестиционной привлекательности туристско-рекреационного комплекса республики в связи с реализацией Национальной программы развития Дальнего Востока до 2025 года и на перспективу до 2035 года. - Развитие сельского туризма как нового формата эффективного взаимодействия аграрного и туристско-рекреационного комплекса республики. - Развитие транспортной инфраструктуры (строительство и реконструкция республиканских автодорог; развитие аэропорта г. Улан-Удэ, развитие малой авиации). - Широкие возможности для развития экскурсионного и познавательного туризма; развития новых видов туризма в зависимости от сезона - горнолыжного, экологического, экстремального и пр. - Развитие VIP-туризма, в т.ч. для иностранных граждан. - Развитие делового и конгрессного туризма. - Повышение конкурентоспособности продукции и услуг туристско-рекреационной сферы на основе модернизации и реконструкции объектов, строительства новых комплексов. - Развитие зимних видов туризма. - Формирование новых курортных и туристских брендов, новых турпродуктов. - Дальнейшее развитие международных связей, стимулирование создания на территории республики иностранных и совместных предприятий в сфере курортов и туризма, стимулирование притока иностранных туристов. - Возможности для смены мест и типов отдыха в течение года или по сезонам, сокращение сезонности. - Возможность формирования сбалансированной и взаимоувязанной концепции продвижения курортных и туристских продуктов на российский рынок, позиционирование брендов туристско-рекреационных местностей, ориентированных на целевой сегмент. - Развитие каналов продаж путем франчайзинга, расширения сети турагентств, создания сети туристско-информационных центров. - Построение вертикали "республика - муниципалитеты - предприятия туриндустрии" для согласованных действий по рекламе, развитию территорий и продвижению турпродуктов. - Дальнейшее развитие регулируемого туризма на ООПТ | - Усиление конкуренции со стороны Иркутской области. - Усиление конкуренции со стороны стран, активно продвигающих познавательный и этнокультурный туризм (Китай, Монголия). - Сокращение бюджетных ассигнований (как из федерального, так и республиканского бюджетов) на развитие туристско-рекреационной сферы, на рекламную кампанию и продвижение турпродукта. - Дальнейшее повышение тарифов на железнодорожные и авиаперевозки и, как следствие, снижение конкурентоспособности цены на отдых в республике. - Рост антропогенных и техногенных нагрузок на природно-рекреационный комплекс Байкальской природной территории республики. - Угроза исчезновения уникальных биоценозов. - Угроза нестабильности социально-политической ситуации. - Несогласованные действия в вертикали "республика - муниципалитеты - предприятия туриндустрии" |
Анализ соотношения сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами представлен в таблице 3.