Действующий

Об утверждении Стратегии развития внутреннего и въездного туризма в Республике Бурятия на период до 2035 года (с изменениями на 21 октября 2024 года)



5. Туристская и обеспечивающая инфраструктура


Важнейшим направлением повышения конкурентоспособности туристского продукта территории и качества предоставляемых туристских услуг является модернизация и развитие туристской инфраструктуры.


Поддержка и реализация программ и проектов по развитию туристской инфраструктуры осуществляется на территориях со специальными режимами развития, в том числе на принципах государственно-частного партнерства и муниципально-частного партнерства.


Важно продолжить поддержку туристского бизнеса, в том числе субъектов малого предпринимательства, посредством предоставления субсидий на возмещение части затрат на модернизацию объектов туристской индустрии, а также осуществить разработку и оказание мер государственной поддержки по приоритетным направлениям развития туризма (экологический, социальный, сельский, культурно-познавательный туризм).


Приобретение туристами позитивного опыта во всех аспектах пребывания тесно связано с созданием привлекательного внешнего облика объектов туристского показа. Поэтому очень важна поддержка туристско-ориентированных муниципальных образований Республики Бурятия по благоустройству территорий, прилегающих к местам туристского показа. Перспективно в правила застройки и землепользования туристских поселений включать единые и обязательные к исполнению требования к визуальному облику строений (например, отказ от разноцветного сайдинга).


Особые требования должны предъявляться к туристской инфраструктуре и к стандартам предоставления туристских услуг с точки зрения доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения.


Несмотря на значительные достижения в области создания безбарьерной среды, в первую очередь в городе Улан-Удэ, современные реалии еще далеки от реализации принципов "универсального дизайна", способствующих включению людей с ограниченными физическими и интеллектуальными возможностями в жизнь общества.


В целях реализации мер, направленных на обеспечение полноценного доступа инвалидов к объектам туристской индустрии и туристским услугам, необходимо осуществлять регулярные обследования гостиничных объектов на предмет доступности зданий и предоставляемых услуг, а также создавать необходимые условия для обеспечения доступности пляжей, пешеходных троп, рекреационных местностей, мест массового отдыха, содействовать разработке и реализации туров для людей с ограниченными возможностями здоровья.


В центральной экологической зоне Байкальской природной территории вследствие развития туризма появляются риски антропогенного характера, связанные с увеличением рекреационной нагрузки на экологию. Годовой объем неорганизованного туризма в местах массового отдыха на побережье Байкала составляет не менее 350 тысяч человек. В туристско-ориентированных поселениях насчитывается порядка 200 коллективных средств размещения, в 2018 году численность размещенных лиц составила 132 тысячи человек.


Особые меры должны быть направлены на легализацию незаконной предпринимательской деятельности, особенно в центральной экологической зоне Байкальской природной территории и в Тункинском районе, где сконцентрировано большее число коллективных средств размещения.


Работа по снижению доли нелегального "теневого" турбизнеса будет проводится посредством осуществления межведомственных проверок, оказания государственной поддержки легально работающим предпринимателям, ведения реестра коллективных средств размещения, проведения регулярных семинаров для турбизнеса и пр.


Данные меры будут способствовать как увеличению налоговых платежей в бюджеты всех уровней, так и повышению качества предоставляемых услуг и безопасности туристов.


Для предотвращения негативных последствий туристского освоения центральной экологической зоны необходимо в программных документах развития жилищно-коммунального комплекса предусмотреть создание сетей централизованного водоснабжения и водоотведения, очистных сооружений, систем переработки и утилизации твердых бытовых отходов и прочего с учетом перспективного турпотока.


Локализация рекреационной нагрузки от палаточного туризма должна осуществляться в рекреационных зонах особо охраняемых природных территорий, где должны быть созданы необходимые условия для комфортного и экологически ответственного отдыха - кемпинговые зоны, оборудованные пляжи, экологические туристские тропы, организация подвоза воды, дров, прокат туристского инвентаря и спортивного снаряжения, стоянки автотранспорта, туалеты с водонепроницаемыми емкостями, мусорные контейнеры и прочее. В целях благоустройства мест массового отдыха перспективным представляется установление возможности взимания входной платы за посещение рекреационных местностей регионального и местного значения.


Немаловажным является введение организованного и раздельного сбора мусора, запрета на использование пластиковой посуды, фосфатных моющих средств и др.