Недействующий

О Прогнозе социально-экономического развития Республики Тыва на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов



Введение


Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2020 год и плановый период до 2022 года (далее - прогноз) разработан на основе основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2022 года с учетом основных приоритетов, сформулированных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204, тенденций социально-экономического развития Республики Тыва за 2018 год и ожидаемых итогов за 2019 год.


Прогноз определяет приоритеты, целевые ориентиры, задачи и направления социально-экономического развития республики на среднесрочный период.


Первоочередной задачей на прогнозный период является снижение бедности среди населения и увеличение благосостояния жителей республики: к 2022 году уровень бедности должен снизиться до 24,1 процента или в 1,6 раза. Для выполнения данной задачи объем валового регионального продукта должен увеличиться до 77,7 млрд. рублей к 2022 году. При указанных параметрах среднедушевые денежные доходы возрастут на 13,6 процента до 16,7 тыс. рублей, уровень безработицы - снизится на 3,1 процента до 11,7 процента.


Для достижения поставленной цели в прогнозный период предстоит решить ключевые задачи по интенсивному росту социально-экономического развития Республики Тыва. При этом главным сдерживающим фактором экономического развития республики в рыночных условиях стали инфраструктурные ограничения. Отсутствие железнодорожного сообщения, неразвитая, тупиковая сеть автомобильных дорог и высокая цена электроэнергии ограничивают участие Республики Тыва в национальной экономике и межрегиональных связях.


Главным приоритетом в преодолении транспортной недоступности региона является строительство железнодорожной линии "Курагино - Кызыл" с пассажирским сообщением, которое позволит обеспечить мобильность населения, снизить высокую транспортную составляющую в себестоимости товаров и услуг. Железнодорожное сообщение обеспечит возможность выхода на полную проектную мощность действующих горнодобывающих проектов: добыча каменного угля на Каа-Хемском и Чаданском участках и Элегестском месторождении, Кызыл-Таштыгское месторождение полиметаллических руд, Межегейское месторождение каменного угля, Тарданское золоторудное. Также позволят реализовать перспективные новые инвестиционные проекты предприятия по добыче золота на Деспенском золоторудном месторождении, свинцово-цинковых руд - на Солчурском месторождении, золото-медно-молибденовых руд - на Кызык-Чадрском месторождении, лития - на Тастыгском месторождении, тантала и ниобия - на Улуг-Танзекском месторождении, рудного золота - на Алдан-Маадырском месторождении, ниобия, тантала, циркония - на Арысканском месторождении, на Баянкольском месторождении небокситного алюминия.


Увеличению экспортного потенциала в Западный Китай и Монголию будет способствовать создание трансграничного коридора через пункт пропуска "Хандагайты". Функционирование автомобильного пункта пропуска Хандагайты в многостороннем режиме, открытие для международных полетов аэропорта г. Кызыла позволят повысить деловую активность бизнеса, а также экспортный потенциал в Западный Китай до 5 млн. тонн грузов в год.


В целях расширения торгово-экономического сотрудничества с приграничными регионами для стабильного развития взаимной торговли, туризма, сельского хозяйства и пищевой промышленности, эффективного использования природных ресурсов, улучшения транспортного сообщения и средств коммуникаций рассматривается возможность строительства автомобильной дороги Кош-Агач (Республика Алтай) - Кызыл-Хая (Республика Тыва), связывающей основные транспортные магистрали Республики Алтай - автомобильную дорогу федерального значения Р-256 "Чуйский тракт" (Новосибирск - Бийск - госграница Монголии) и участок автодороги Р-257 (Красноярск - Абакан - Кызыл - Чадан - Хандагайты - госграница с Монголией).


В целях развития дорожной сети необходимо обеспечить передачу в федеральную собственность автомобильных дорог регионального значения Абакан - Ак-Довурак, Чадан - Ак-Довурак и Кызыл - Эрзин, что позволит сократить расстояние для жителей западных кожуунов до 400 км.


Кроме того, для устранения энергодефицита в регионе необходимо строительство высоковольтных линий, которые обеспечит увеличение пропускной способности тувинской энергосистемы с 213 МВт до 554 МВт, что впоследствии сможет стать частью транзитного энергетического моста Тува - Монголия - Бурятия.


Также, конечный тариф на электроэнергию для потребителей республики выше, чем в соседних регионах Сибири, несмотря на то, что регион входит в льготную зону на оптовом рынке электрической энергии и мощности, поэтому для снижения расходов населения и предпринимателей на электроэнергию прорабатываются вопросы межрегионального тарифного регулирования.


Анализируя дальнейшее развитие отраслей реального сектора экономики, можно сделать вывод, что основное влияние на рост макроэкономических показателей будет оказано за счет развития субъектов малого и среднего предпринимательства. При этом основной упор будет сделан на агропромышленный сектор, что позволит увеличить среднедушевые доходы граждан, и в первую очередь - сельского населения.


При имеющемся потенциале существует острая необходимость создания в Туве производств по переработке сельскохозяйственной продукции, в том числе молочно-товарных ферм, убойных цехов, создания зернотоков, что позволит выпускать продукцию с большей добавленной стоимостью, ориентированной на экспорт. В перспективный период развитие перерабатывающей промышленности увязано с развитием сельскохозяйственных коопераций и формированием рынка сбыта для личных подсобных хозяйств.


Одним из приоритетных направлений в сельском хозяйстве является переработка шерсти путем создания предприятия по первичной обработке шерсти с дальнейшей глубокой переработкой без применения методов ткачества с использованием местного животноводческого сырья - овечьей полугрубой шерсти. В перспективе предусматривается освоение массового производства нетканных изделий высокого качества.


Республика Тыва обладает достаточным ресурсным потенциалом, который выражается в наличии богатой минерально-сырьевой базы для производства строительных материалов. В целях развития производственного комплекса стройматериалов необходима дальнейшая проработка вопросов строительства кирпичного завода (г. Кызыл) - мощностью 25 млн. шт./год; строительство цементного завода (г. Шагонар, в 5 км в северо-западном направлении от города) - 1 млн. т/год; строительство завода по выпуску железобетонных изделий (г. Кызыл) - 50 тыс. куб. м в год (плиты перекрытия, ФБС). Производство стройматериалов из местного сырья скажется на снижении стоимости строительных материалов, уменьшении сроков строительства, увеличении объема жилищного строительства.