Недействующий

О Прогнозе социально-экономического развития Республики Тыва на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов



2. Общая характеристика прогноза социально-экономического развития Республики Тыва


Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2020 год и плановый период до 2022 года (далее - прогноз) разработан на основе основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2022 года с учетом основных приоритетов, сформулированных в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204, тенденций социально-экономического развития Республики Тыва за 2018 год и ожидаемых итогов за 2019 год.


При формировании прогноза учитывались направления развития экономики и социальной сферы республики, отраженные в государственных программах Республики Тыва.


Прогноз социально-экономического развития Республики Тыва на 2020 год и плановый период до 2022 года разработан в трех вариантах.


Консервативный сценарий (вариант 1) среднесрочного прогноза разрабатывается на основе консервативных оценок темпов экономического роста с учетом существенного ухудшения внешнеэкономических и иных условий.


Базовый сценарий (вариант 2) среднесрочного прогноза характеризует основные тенденции и параметры развития экономики в условиях консервативных траекторий изменения внешних и внутренних факторов при сохранении основных тенденций изменения эффективности использования ресурсов. Данный сценарий характеризует развитие экономики в условиях реализации принятых дополнительных мер стимулирующего характера и предполагает активную государственную политику как на федеральном, так и на региональном уровне, направленную на обеспечение устойчивого развития экономики и социальной стабильности. В социальной сфере базовый вариант предусматривает повышение уровня жизни населения на основе умеренного увеличения социальных обязательств государства и бизнеса. Потребительский спрос будет, с одной стороны, ограничиваться сдержанной динамикой доходов населения, с другой - поддерживаться постепенным оживлением инвестиционной активности. Данный вариант предполагает среднегодовое увеличение валового регионального продукта (далее - ВРП) Республики Тыва в прогнозном периоде на 2,1 процента. Базовый сценарий (вариант 2) прогноза рекомендован для разработки параметров республиканского бюджета Республики Тыва.


Целевой сценарий (вариант 3) среднесрочного прогноза основан на достижении целевых показателей социально-экономического развития, учитывающих в полном объеме достижение целей и задач стратегического планирования. Базируется на предположении о более позитивной экономической конъюнктуре, а также активизации инвестиционных процессов. При развитии экономики по целевому (оптимистическому) сценарию динамика потребительского и инвестиционного спроса будет существенно выше, чем по первому и второму вариантам, что объясняется более быстрым восстановлением реальных располагаемых доходов населения и более высокой инвестиционной активностью. Данный вариант предполагает среднегодовое увеличение валового регионального продукта (далее - ВРП) Республики Тыва в прогнозном периоде на 2,3 процента.


В прогнозном среднесрочном периоде в рамках проектного управления будет продолжена реализация приоритетных проектов по основным направлениям стратегического развития, определенными в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. N 204 в сфере образования, здравоохранения, культуры, жилищного строительства, малого и среднего предпринимательства, жилищно-коммунального хозяйства, транспортной инфраструктуры, внешнеэкономической деятельности, экологии, дорожного хозяйства и цифровой экономики.


Инфляция. До конца текущего года прогнозируется постепенное повышение инфляции (до 4,3 процента в декабре 2019 г.). Прогноз ценовых показателей основывается на сценарных условиях прогноза социально-экономического развития России; анализе целей, задач и мер макроэкономической, бюджетной, налоговой и денежно-кредитной политики; политике государственного регулирования цен на услуги компаний инфраструктурного сектора, денежных доходов населения, мер структурной политики и других мер, предусмотренных на прогнозный период; на анализе факторов, определивших систему цен в предшествующем периоде в целом и на основных товарных рынках, инфляции, темпов экономического роста; на анализе цен на основные товары экспорта (импорта), мировых цен на нефть, внутренних цен на услуги компаний инфраструктурного сектора и других.


Прогноз инфляции на конец 2020 г. составляет 3,8 процента. В дальнейшем инфляция будет сохраняться на уровне целевого ориентира не более 4 процентов.


Экономический рост. В структуре валового регионального продукта Республики Тыва основными видами экономической деятельности являются: образование - 11,5 процента, здравоохранение - 11,1 процента, строительство - 6,0 процентов, добывающая промышленность - 24,1 процента, оптовая и розничная торговля - 8,5 процента, сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство - 5,7 процента, транспорт и связь - 3,9 процента.


Объем ВРП Республики Тыва по последним статистическим данным за 2017 год составил 59,1 млрд. рублей с приростом на 6,3 млрд. рублей. Индекс объема ВРП относительно предыдущего года - 101,3 процента (по России - 101,6 процента, СФО - 102,3 процента). По темпам прироста ВРП Республика Тыва занимает 6 место среди субъектов СФО. Несмотря на положительный темп прироста объема ВРП, по показателю ВРП на душу населения Республика Тыва отстает от среднероссийских показателей. По Республике Тыва ВРП на душу населения составляет 184,6 тыс. рублей при среднероссийском показателе 510 тыс. рублей, среднесибирском 401,8 тыс. рублей.


Доля прибыли экономики в ВРП Республики Тыва составляет 37,6 процента, оплата труда и налоги - 62 процента. Увеличение доли валовой прибыли экономики в структуре ВРП - это основная задача на прогнозный период.


По итогам 2019 года, темп роста ВРП прогнозируется на уровне 1,5 процента в сопоставимых ценах, с учетом начала реализации национальных проектов.


В среднесрочной перспективе ожидается выход экономической динамики на более высокую траекторию, основным фактором является эффективная реализация национальных проектов, охватывающих ключевые направления социально-экономического развития, а также утверждение Правительством Российской Федерации Индивидуальной программы социально-экономического развития Республики Тыва на период до 2025 года.