3.2. Фон и сценарии развития Ненецкого автономного округа до 2030 года
Развитие Ненецкого автономного округа будет осуществляться, в целом, на негативном фоне, что потребует проактивного подхода к государственному управлению и внедрения новых технологий управления. Фоновые факторы развития округа представлены в таблице 3.2.1.
Таблица 3.2.1. Фоновые факторы развития Ненецкого автономного округа до 2030 года
N п/п | Наименование фактора | Описание |
1. | Распределение налоговых платежей между федеральным и региональным уровнем | Система распределения налогов не изменится - существенная часть налогов, собранных на территории НАО (главным образом, налог на добычу полезных ископаемых) будет передаваться в федеральный центр и возвращаться в округ виде межбюджетных трансфертов под отдельные проекты |
2. | Представленность НАО в федеральной повестке | НАО будет по-прежнему слабо представлен в политической, экономической и социальной повестке России вследствие объективных факторов: сурового климата, малочисленности населения и т.п. |
3. | Санкционный режим в отношении нефтегазовой отрасли | Будет сохранен санкционный режим на финансирование и реализацию проектов в нефтегазодобывающей отрасли, что отрицательно скажется на ритмичности реализации проектов в НАО |
4. | Крупные федеральные проекты в НАО | Крупные инфраструктурные проекты НАО будут рассматриваться только после того, как будут реализованы уже начатые проекты в близлежащих регионах |
5. | Преодоление изолированности региона | В 2020-х годах НАО будет связан с Республикой Коми автомобильной дорогой, что позволит несколько усилить вовлеченность региона в экономическую повестку России |
Выявлено шесть ключевых факторов, влияющих на развитие округа в перспективе до 2030 года. Комбинация данных факторов позволяет сформировать четыре сценария развития региона от кризисного сокращения экономики до взрывного роста. Факторы и их группировка по сценариям приведены в таблице 3.2.2.
Таблица 3.2.2. Факторы и сценарии развития Ненецкого автономного округа до 2030 года
N п/п | Факторы | Влияние | Сценарии развития Ненецкого автономного округа | |||
"Экономический кризис и падение цен на нефть" | "Статус-кво" | "Умеренный рост" | "Арктика в центре внимания" | |||
1. Экономические факторы (один фактор) | ||||||
1.1. | Цена за один баррель нефть марки Urals, долл. США | Реализация нефтяных проектов, строительство инфраструктуры, рост экономики в целом | <50 | 50 - 60 | 60-80 | >80 |
2. Политические факторы (три фактора) | ||||||
2.1. | Внимание к развитию Арктики на федеральном уровне и объем бюджета соответствующей государственной программы | Запуск инфраструктурных мегапроектов в НАО | Сокращение финансирования | Стабильные объемы финансирования | Умеренный рост | Кратный рост |
2.2. | Присутствие силовых ведомств в Арктике | Генерация спроса на продукцию, произведенную в НАО | На том же уровне | На том же уровне | Умеренный рост | Кратный рост |
2.3. | Возвращение налоговых поступлений, генерируемых в НАО, из федерального бюджета и бюджета Архангельской области | Расширение бюджетных возможностей НАО | Перераспределение в пользу федерального центра и Архангельской области | Увеличение целевых межбюджетных трансфертов | Увеличение целевых межбюджетных трансфертов | Увеличение целевых межбюджетных трансфертов |
3. Инфраструктурные факторы (один фактор) | ||||||
3.1. | Рост грузооборота на СМП - как фактор целесообразности строительства глубоководного порта в НАО | Строительство глубоководного порта, строительство железной дороги, строительство нефтепереработки | до 5% в год | до 5% в год | до 15% в год | свыше 15% в год |
4. Социальные факторы (один фактор) | ||||||
4.1. | Требования федерального правительства и инвесторов к социальной инфраструктуре региона | Расходы окружного бюджета на социальную инфраструктуру | Требования "майского указа" | Требования "майского указа" | Социальные гарантии уровня Москвы | Социальные гарантии уровня Норвегии |
Реализация инвестиционных проектов Ненецкого автономного округа зависит от сценария развития региона. В таблице 3.2.3 приведен перечень ключевых проектов, реализуемых при определенном сценарии развития округа. Данные проекты учтены в рамках прогноза социально-экономического развития региона.
Таблица 3.2.3. Учтенные в прогнозе инвестиционные проекты
N п/п | Наименование сценария | Крупнейшие инвестиционные проекты |
1. | "Экономический кризис и падение цен на нефть" | - Социальные проекты, направленные на выполнение Указа N 204, национальных проектов |
2. | "Статус-кво" | Дополнительно к сценарию "Экономический кризис и падение цен на нефть": - Создание новых производств в отраслях сельского хозяйства, оленеводства, рыболовства; - Органический рост отрасли добычи нефти без реализации мегапроектов; - Поддержка текущего развития отраслей ЖКХ, связи, транспорта |
3. | "Умеренный рост" | Дополнительно к сценарию "Статус-кво": - Развитие новых нефтяных месторождений; - Расширение трубопроводной инфраструктуры; - Модернизация аэропортовой инфраструктуры; - Внедрение инновационных решений в области ЖКХ, связи, транспорта; - Реконструкция порта "Нарьян-Мар"; - Дополнительные социальные гарантии уровня города Москвы |
4. | "Арктика в центре внимания" | Дополнительно к сценарию "Умеренный рост": - Освоение газовых месторождений; - Строительство СПГ-терминала или газохимического производства; - Строительство железной дороги "Баренцкомур"; - Строительство глубоководного порта в п. Индига и Амдерма; - Дополнительные социальные гарантии уровня Норвегии |