Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ненецкого автономного округа до 2030 года


4.2.2. Развитие малого и среднего предпринимательства


В 2017 г. в Ненецком автономном округе насчитывалось 10 средних предприятий, 56 малых предприятий, 345 микропредприятий и 746 фактически действовавших индивидуальных предпринимателей.


Уровень предпринимательской активности в Ненецком автономном округе, оцениваемый по количеству субъектов малого предпринимательства на 1 000 жителей, значительно уступает среднероссийскому (что наблюдается во всей Арктической зоне), но также заметно ниже уровня сопоставимых регионов. По количеству малых и микропредприятий Ненецкий автономный округ опережает Чукотский автономный округ, но почти вдвое отстает от него по числу фактически действующих индивидуальных предпринимателей на 1 000 человек населения. Данный феномен может объясняться преобладанием ресурсно-ориентированных видов деятельности, характерных для крупных организационных форм.


Но в целом, для региона характерна низкая предпринимательская активность: число малых фирм на 100 человек экономически активного населения составляет 17,3 (в 2010 г. - 12,2), в то время как в среднем по России - около 37. Это ограничивает возможности к развитию новых бизнесов, распространению предпринимательской культуры и потенциальной диверсификации экономики. При общей численности занятых 32,7 тыс. человек доля занятости в малом и среднем предпринимательстве составила 14,6%, что существенно ниже среднероссийского значения и показателей сопоставимых регионов. Впрочем, число новых компаний высокотехнологичного сектора к численности экономически активного населения выше, чем в среднем по стране. В регионе ежегодно создается 15-20 новых фирм в высокотехнологичном секторе, в 2016 г. - 25 компаний по данным СПАРК.


Доля инвестиций малых и средних предприятий в общем объеме инвестиций в Ненецком автономном округе составляет в среднем менее 2%, что значительно ниже среднероссийского уровня. Округ существенно опережает Ямало-Ненецкий АО (ввиду мегапроектов в последнем), но сильно уступает Чукотскому автономному округу.


Предпринимательство Ненецкого автономного округа развивается в условиях комплексного воздействия трех групп ограничений так называемого "северного удорожания":


- климатические ограничения, обусловленные экстремальными природно-климатическими условиями;


- инфраструктурные ограничения, связанные с оторванностью территории округа от транспортных систем, дальностью расстояний, низкой плотностью населения;


- институциональные ограничения, связанные с необходимостью выполнения исключительных социальных обязательств работодателей.


Необходимость учета факторов "северного удорожания" привела к формированию в округе особенного "арктического предпринимательства", предполагающего наличие у предпринимателей особого типа хозяйственного поведения, постоянного поиска оригинальных решений в жестких условиях внешней среды.


Стратегической целью развития малого и среднего предпринимательства в Ненецком автономном округе является ускоренное развитие малого и среднего бизнеса как ключевого элемента социально-экономического развития региона, обеспечивающего диверсификацию экономики, внедрение инновационных технологий, создание комфортной среды проживания, культурного разнообразия для населения.


Задачами развития малого и среднего предпринимательства в округе являются:


Задача 1. Повышение доступности финансовых ресурсов для малого и среднего предпринимательства на основе организации взаимодействия с банками, представленными на территории региона (для снижения ставок по кредитам, минимизации требований к заемщикам), субсидирования процентной ставки, повышения эффективности деятельности фондов финансирования малого и среднего бизнеса.


Задача 2. Расширение доступа малого и среднего бизнеса к государственному и корпоративному заказу путем увеличения регламентированного объема закупок у данной группы предпринимателей.


Задача 3. Развитие компетенций предпринимателей и повышение предпринимательской активности населения через повышение качества информационно-консультационной, образовательной поддержки на региональном и муниципальном уровне. Пакет мер поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, которые в настоящее время предоставляются в округе, будет пересмотрен для повышения его эффективности.