Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ненецкого автономного округа до 2030 года


6.2. Транспортная инфраструктура


Транспортный комплекс Ненецкого автономного округа представлен автомобильным, воздушным, внутренним водным, морским и трубопроводным видами транспорта и включает в себя сеть автомобильных дорог различного значения, постоянных и сезонных (автозимников), общего пользования и ведомственных, водные пути, аэропорты и вертолетные площадки, морские порты, речной вокзал, организации, осуществляющие пассажирские и грузовые перевозки и обеспечивающие поддержание и функционирование транспортной инфраструктуры.


С учетом специфики отраслей добычи углеводородов описание развития трубопроводного транспорта приведено в соответствующих пунктах 4.3.1, 4.3.2 настоящей Стратегии.


Регион является единственным субъектом европейской части России, не имеющим постоянного наземного транспортного сообщения с другими субъектами Российской Федерации.


Автомобильный транспорт - основной канал доставки грузов в Ненецкий автономный округ в отсутствие железнодорожного сообщения. По итогам 2017 г. в округе перевезено 3 млн т грузов, что составляет 68 тыс. т на душу населения (РФ - 37 тыс. т, СЗФО - 14 тыс. т). Грузооборот автомобильного транспорта по итогам 2017 г. составил 77 млн т км, что в расчете на 1 000 человек населения составляет 1,75 млн т км (РФ - 1,72 млн т км, СЗФО - 1,30 млн т км). Использование автомобильного транспорта ограничено недостаточной протяженностью и низким качеством автомобильных дорог в округе. Кроме того, отсутствие всесезонного автомобильного сообщения с близлежащими регионами, отсутствие дорожной сети к удаленным от окружного центра поселениям приводит к необходимости использования других видов транспорта (водного, воздушного) для обеспечения жизнедеятельности населения округа. Суммарная протяженность автодорожной сети общего пользования в 2017 г. составляла 350,7 км, при этом 248,7 км дорог (71%) имели твердое покрытие. Плотность сети автомобильных дорог общего пользования в Ненецком автономном округе составляет всего 2,0 км на тыс. кв. км, для дорог с твердым покрытием - 1,4 км на тыс. кв. км. Аналогичный показатель для дорог с твердым покрытием ниже в России лишь в Чукотском автономном округе.


Действующие всесезонные автомобильные дороги общего пользования "завязаны" на г. Нарьян-Мар и рп Искателей: улично-дорожная сеть г. Нарьян-Мара и рп Искателей, а также дороги Нарьян-Мар - аэропорт Нарьян-Мара, Нарьян-Мар - Искателей, Нарьян-Мар - Лая-Вож с ответвлением на п. Красное, переходящая в автозимник протяженностью 86 км и далее продолжающаяся от вахтового п. Харьягинский до границы округа с Республикой Коми. На остальной территории региона единственная постоянная автомобильная дорога соединяет сельские населенные пункты Нижняя Пеша, Верхняя Пеша и д. Волоковая. Кроме того, существует целая сеть ведомственных дорог, преимущественно автозимников, суммарной протяженностью более 1 тыс. км, использующихся для обслуживания нефтегазовых месторождений. Для дальнейшего развития региона необходимо преодоление сухопутной транспортной изоляции региона.


Водный транспорт округа играет дополнительную роль в обеспечении удаленных поселений округа товарами первой необходимости в рамках "северного завоза". По итогам 2017 г. в морском порту г. Нарьян-Мара и на удаленном морском терминале Амдерма было обработано 170 самоходных и 83 несамоходных судов для перевозки генеральных грузов, а также 49 судов для перевозки нефтепродуктов. Грузооборот по генеральным грузам составил 89,4 тыс. тонн, по нефтесодержащим грузам - 41,4 тыс. тонн. Общий грузооборот - 130,8 тыс. т. Кроме того, водный транспорт на территории округа играет социально важную роль, обеспечивая пригородные перевозки по восьми маршрутам в летний период. Внутреннее судоходство осуществляется по р. Печора, вытянутой субмеридионально и связывающей г. Нарьян-Мар и прочие населенные пункты округа с Республикой Коми, в частности с железнодорожным узлом Печора, куда производятся перевозки пассажиров и грузов. Навигационный период продолжается, как правило, 140 - 160 дней. Протяженность внутренних водных путей составляет 383 км, плотность - 2,2 км на тыс. кв. км, что превышает соответствующие показатели для автомобильных дорог. В регионе функционирует два морских порта: Нарьян-Мар и Варандей. Данные объекты ориентированы на завоз грузов по Северному морскому пути, преимущественно из Архангельска и Мурманска. Оба порта - замерзающие, по этой причине навигация осуществляется в летне-осенний период. В 2008 г. был введен в эксплуатацию стационарный морской ледостойкий отгрузочный терминал, расположенный в 4 км от порта Варандей, нацеленный на экспорт нефти, добываемой на месторождениях в северной части округа. Проектная мощность терминала в Варандее - 12 млн т нефти в год. Порт действует круглогодично за счет использования ледокольных судов. Нефть по Северному морскому пути доставляется в Мурманск, откуда экспортируется танкерами большой вместимости.


Воздушный транспорт выполняет функции осуществления круглогодичной связи округа с соседними субъектами Российской Федерации, обслуживания населенных пунктов Ненецкого автономного округа и месторождений, замещение грузоперевозок в зимне-весенний период, во время навигации выполняемых морским транспортом. На территории округа расположен один аэропорт федерального значения в г. Нарьян-Маре, откуда выполняются полеты в Москву, Санкт-Петербург, Архангельск, Сыктывкар, Пермь, Уфу, Киров, а также в населенные пункты округа, оборудованные взлетно-посадочными полосами и вертолетными площадками. Пассажиропоток аэропорта по итогам 2017 г. составил 183,1 тыс. человек, грузопоток - около 1,8 тыс. т. В связи с малым размером поселений Ненецкого автономного округа внутренние авиаперевозки осуществляются через внутрирегиональный хаб в г. Нарьян-Мар и характеризуются низкой частотой выполнения рейсов. Тем не менее, во многих случаях они являются единственным средством связи со столицей округа. В расчете на душу населения округа приходится 4,5 полета воздушным транспортом, что является одним из самых высоких показателей для аэропортов региональных центров России (Самарская область - 1,0, Свердловская область - 1,3, Приморский край - 1,3, Новосибирская область - 2,0, Чукотский АО - 2,1). Однако данный показатель свидетельствует не о высоком транспортно-логистическом потенциале региона, а о следующих двух фактах: (а) отсутствие конкурирующей наземной транспортной инфраструктуры, (б) нефтедобывающая структура экономики, связанная с использованием трудовых ресурсов по вахтовому принципу. Таким образом, воздушный транспорт является важнейшим звеном транспортной инфраструктуры округа для обеспечения социально-экономической активности. Развитие и модернизация аэропортовой инфраструктуры, авиапарка, обеспечение отрасли высококвалифицированными кадрами продолжит оставаться стратегическим приоритетом для развития региона.


Железнодорожный транспорт в регионе отсутствует, что ограничивает возможности доставки и отправления грузов в промышленных масштабах, сужает транзитный потенциал территории.


В связи с пограничным расположением Ненецкого автономного округа и отсутствием современной транспортной инфраструктуры транспортно-логистический потенциал округа в настоящее время не используется.


Анализ транспортной инфраструктуры Ненецкого автономного округа выявил следующие стратегические проблемы, требующие приоритетного решения:


- отсутствие круглогодичной транспортной связи округа с соседними регионами России по сети автомобильных дорог общего пользования, по железной дороге;


- значительное удорожание стоимости поступающей в регион продукции за счет доставки грузов по сезонному северному завозу или круглогодично воздушным транспортом;


- низкий уровень качества транспортной инфраструктуры округа: физический и моральный износ сооружений морских и речных портов, нехватка современных речных судов, потребность в обновлении парка воздушных судов, отсутствие автотранспортного сообщения между небольшими населенными пунктами округа, необходимость развития улично-дорожной сети г. Нарьян-Мар и рп Искателей с учетом увеличения количества автотранспорта.


Низкое качество инфраструктуры транспорта ограничивает потенциал роста экономики округа, возможности разработки природных ресурсов, повышение качества жизни жителей региона. Реализация новых транспортных проектов (и главное, поддержание в работоспособном состоянии уже созданной транспортной инфраструктуры) в условиях Арктики сопряжена с большими затратами.