Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ненецкого автономного округа до 2030 года


1.3. Внешние факторы, ограничивающие развитие Ненецкого автономного округа.


Ненецкий автономный округ не получает достаточного финансирования на инфраструктурные проекты


Ненецкий автономный округ - это 1% территории и всего 0,03% населения Российской Федерации. В этом контексте, с точки зрения федеральных органов исполнительной власти, проекты Ненецкого автономного округа могут деприоритизироваться ввиду низкого влияния на достижение федеральных показателей. Косвенно это подтверждается достаточно низким объемом перечисляемых целевых межбюджетных трансфертов. В 2018 году объем субсидий бюджету Ненецкого автономного округа в расчете на душу населения составил 4,2 тыс. рублей (с учетом индекса бюджетных расходов Ненецкого автономного округа - 960 рублей). В то же время размер субсидий на душу населения сопоставимому по климату, населению и изолированности Чукотскому автономному округу составил 93,5 тыс. рублей (с учетом индекса бюджетных расходов Чукотского автономного округа - 7,2 тыс. рублей).


Учитывая, что Ненецкий автономный округ продуцирует 0,4% от совокупного валового регионального продукта регионов России (Чукотский автономный округ - 0,1%), диспропорции в бюджетной обеспеченности и в различных объемах поступлений становятся очевидными и требуют исправления.


Ненецкий автономный округ проигрывает соседним регионам в конкуренции за реализацию крупных проектов.


Ненецкий автономный округ существенно отстает от соседних регионов по уровню развития инфраструктуры, несмотря на арктическое расположение, высокий потенциал развития Северного морского пути, наличие существенных запасов нефти и газа. Округ, в отличие от близлежащих регионов, не обеспечен магистральными нефтегазопроводами, глубоководными морскими портами, железной дорогой и автомобильной дорогой, соединяющей регион с другими субъектами РФ. Кроме того, мегапроекты, в которых предполагается развитие инфраструктуры Ненецкого автономного округа нередко переносятся на последующие периоды или "замораживаются". В числе таких проектов: производство сжиженного природного газа "Печора СПГ" (перенесено на неопределенный срок, ПАО "НК "Роснефть" вышло из состава учредителей), строительство автомобильной дороги "Сыктывкар - Ухта - Печора - Усинск - Нарьян-Мар" (перенос сроков до 2022 г.), проект строительства железной дороги "Баренцкомур" и порта "Индига" (проекты не утверждены).


Наращивание присутствия округа в федеральной повестке - ключевой фактор ускорения темпов развития Ненецкого автономного округа.


Санкционные ограничения на развитие нефтегазовых проектов: темпы развития ключевой отрасли Ненецкого автономного округа под угрозой.


Как регион с добывающей монопрофильной экономикой, Ненецкий автономный округ существенно зависит от дальнейшей разработки нефтегазовых месторождений. В настоящее время данная отрасль в России находится под давлением ввиду действующих санкционных ограничений на финансирование проектов и использование передовых технологий по добыче. При этом ключевой инфраструктурный проект 2000-х годов в Ненецком автономном округе по перевалке нефти в порт Варандей был реализован с участием зарубежных инвесторов (ConocoPhillips). Для поддержания темпов развития региона требуется найти уникальное решение, позволяющее обеспечить "распечатку" нефтегазовых запасов региона с учетом санкционного режима.