Действующий

Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ненецкого автономного округа до 2030 года


4.3.2.2. Рыболовство и рыбоводство


По итогам 2017 года промышленный вылов рыбы организациями Ненецкого автономного округа составил 15 тыс. т. В соответствии с распределенными квотами, основными добываемыми видами являются треска, пикша, скумбрия, мойва. Кроме того, в 2017 г. в Ненецком автономном округе возобновился вылов креветки.


Главная проблема отрасли - технологическая отсталость и изношенность основных фондов. Отсутствуют приемно-транспортные суда, укомплектованные рефрижераторными трюмами, затруднена доставки рыбы с мест лова до рыбопереработки и реализации, в непосредственной близости к участкам массового вылова нет пунктов приемки и сохранения уловов, мест комплексной переработки.


Из-за проблем с логистикой и недостаточным уровнем технического оснащения, рыбная продукция реализуется в основном на территории округа. На экспорт идет только замороженная рыба.


Ненецкий автономный округ остается единственным регионом Северо-Западного федерального округа, в котором отсутствует рыбоводство. Развитие аквакультуры, перспективного направления рыбохозяйственного комплекса, сдерживается транспортной удаленностью пригодных акваторий, недостаточным уровнем компетенций и навыков. Отсутствие научных исследований не позволяет своевременно оценить запасы перспективных пород рыб.


Целью развития рыбохозяйственного комплекса Ненецкого автономного округа является увеличение промысла водных биологических ресурсов, степени переработки продукции рыболовства и позиционирование региональной продукции на российском и мировом рынках.


Реализации цели будет способствовать выполнение следующих задач настоящей Стратегии:


Задача 1. Расширение вылова рыбы и морепродуктов с повышением уровня сортности рыбы, передаваемой на переработку. Реализация задачи обусловлена результативностью мер поддержки и стимулирования обновления материально-технической базы отрасли, в том числе рыболовного флота, и развития подотрасли переработки рыбы и морепродуктов.


Задача 2. Увеличение объемов рыбы и морепродуктов, полученных с помощью аквакультуры. Главным образом задача будет выполняться через реализацию мер поддержки инвестиций в строительство рыбоводных мощностей для воспроизводства ценных видов рыб.


Задача 3. Обновление материально-технической базы рыболовных судов и средств доставки рыбы к местам переработки. Для выполнения задачи потребуется принятие и реализация совместно с федеральными органами исполнительной власти, представителями крупного и малого бизнеса перечня мер по модернизации инфраструктуры, используемой для ловли и транспортировки рыбы.


Задача 4. Повышение добавленной стоимости выловленной рыбы путем развития переработки и сбыта рыбы и морепродуктов. Главным образом исполнение задачи будет обусловлено реализацией мер по привлечению, стимулированию внедрения и использования перспективных технологий, оказание маркетинговой поддержки отрасли.


На первом этапе реализации настоящей Стратегии, до 2021 года, необходимо сформировать комплексный план мероприятий по управляемой модернизации отрасли. Направлениями работ по развитию рыбохозяйственного комплекса на данном этапе будут сопровождение проектов в сфере переработки продукции, повышение качества инфраструктуры транспортировки рыбы, создание условий для развития аквакультуры.


На втором этапе реализации настоящей Стратегии, до 2024 года, необходимо добиться эффективного освоения региональной ресурсной базы, развития безотходных производств, включая производств рыбной муки, жиров, кормов и БАДов. Для капитализации точек роста власти и бизнесу следует сконцентрироваться на модернизации основных фондов отрасли стимулировании производства продукции с высокой добавленной стоимостью, привлечении местных жителей для работы на предприятиях аквакультуры, обустройстве сельских и прибрежных рыбацких поселений.


На третьем этапе и по завершению реализации настоящей Стратегии предприятия рыбохозяйственного комплекса будут выпускать продукцию глубокой переработки рыбы, и различные функциональные продукты на региональные рынки и рынки глобального экспорта.