Структура репертуара и его проката в театрах для детей в 2011 году
Структура репертуара по возрастной направленности | Количество названий в репертуаре | Количество спектаклей в текущем репертуаре | |
1 | Для дошкольного возраста (4 - 6 лет) | 15 | 174 |
2 | Для младшего школьного возраста (7 - 9 лет) | 30 | 161 |
3 | Для подросткового возраста (13 - 14 лет) | 2 | x |
4 | Для старшего школьного возраста (15 - 17 лет) | x | x |
Итого: | 47 | 335 |
Развитие сценического искусства требует актуального, художественно полноценного современного драматического или музыкально-драматического текста Несмотря на значение классического репертуара, театр не может обойтись без произведений, проникнутых проблематикой настоящего момента зритель должен иметь возможность видеть на сцене своих современников, вместе с ними переживать сегодняшние коллизии и конфликты. Без этого направления невозможно полноценное развитие всех видов театрального искусства. Именно поэтому оно нуждается в объемной, целенаправленной, постоянной поддержке государства.
Таким образом, на сегодняшний день существуют механизмы поддержки различных составляющих процесса создания и продвижения современной драматургии - от лабораторий и семинаров, в рамках которых появляются новые тексты, до постановки спектаклей и демонстрации их на специализированных смотрах.
Однако следует признать, что данная работа не носит системного характера, не осмысливается и не анализируется как единый процесс. Несмотря на предпринимаемые усилия, российские театры недостаточно активно включают современные произведения в свой репертуар. Это связано с объективными особенностями формирования современной драматургии и отсутствием непосредственного общения театров и современных авторов.
Недостаточно динамично развиваются специализированные периодические издания, публикующие пьесы современных авторов. Именно отраслевые журналы могут вести постоянный диалог с драматургами, принимать непосредственное участие в проведении наиболее важных фестивалей, конкурсов, семинаров и лабораторий современной драматургии, отслеживать и анализировать намечающиеся тенденции. Они должны стать системообразующим центром работы с авторами, способным объединить и осмыслить все формы взаимодействия драматургов с театрами, связать в единый комплекс проведение специализированных мероприятий, проводить постоянный мониторинг востребованности современной драматургии и др. Это важнейшее направление деятельности должно базироваться на широком использовании современных технологий, включая возможности сети Интернет.
Общая проблема дефицита современных текстов серьезно сказывается на репертуаре национальных театров. Им требуются авторы, в произведениях которых нашли бы отражение проблемы и реалии входящих в состав Российской Федерации республик. На современном этапе именно отсутствие достойной драматургии существенно затрудняет развитие профессиональных театров в национальных республиках Российской Федерации.
Острая нехватка спектаклей для подростков - не только культурная, но и важная социальная проблема российского театрального искусства. Оставляя в этом сложном переходном возрасте подростков фактически без театрального предложения, театр рискует остаться в будущем без театрального зрителя, а общество - лишиться духовно развитых людей. Действующие механизмы стимулирования российских драматургов и композиторов для создания драматических и музыкально-драматических произведений для подростков, а театров - для постановки таких спектаклей недостаточны.
Инициация создания и продвижения к сценическому воплощению современных драматических и музыкально-драматических произведений должна стать одной из важных задач государственной поддержки театрального процесса.
Поддержка создания новых спектаклей, в том числе произведений современной драматургии, должна включать в себя:
экономическое стимулирование учредителями театров всех уровней подготовки новых спектаклей, в том числе с учетом художественной миссии театра, и произведений современных авторов в рамках финансирования государственных (муниципальных) заданий в иных формах;
обеспечение эффективного взаимодействия творческого процесса и театральной критики;
расширение объемов и форм государственной поддержки создания произведений, предназначенных для постановки в театрах республики, проведение конкурсов на написание и постановку в театрах драматических и музыкально-драматических произведений, в первую очередь ориентированных на детскую и подростковую аудиторию;
поддержку драматургических фестивалей, мастер-классов, а также специализированных периодических изданий, публикующих пьесы современных авторов;
приобретение авторских прав на драматургические произведения для их реализации в театрах республики;