Действующий

Об утверждении Концепции долгосрочного развития театрального дела в Республике Мордовия на период до 2020 года



5. Финансовая поддержка театрального искусства


Общий объем доходов республиканских театров в период с 2007 по 2011 год вырос с 106104,0 тыс. рублей до 216883,4 тыс. рублей, то есть увеличился в 2 раза, при этом бюджетное финансирование увеличилось с 86197,5 тыс. рублей до 187952,9 тыс. рублей (с 81,2% до 86,7% процентов общей суммы поступлений). Доходы от основных видов уставной деятельности увеличились с 19906,5 тыс. рублей до 27007,5 тыс. рублей, то есть в 1,3 раза, прочие доходы увеличились с 1025,8 тыс. рублей до 1923,0 тыс. рублей. Однако доля собственных доходов в общей сумме финансовых поступлений снизилась с 18,7% до 32,4%.


Государственная поддержка репертуарного театра должна стать одним из приоритетов государственной культурной политики.


Одной из важнейших результативных характеристик деятельности российского театра является его репертуар в совокупности. Именно через совокупный репертуар реализуется роль театра в гуманизации общества и сохранении национальной самобытности российской культуры. Культурный потенциал театра оценивается через его репертуар и творческие возможности группы, всего творческого состава. Поэтому подготовку новых постановок или предпринимаемые театром меры, направленные на повышение творческого уровня актерского состава, нельзя однозначно связывать лишь с количественно-качественными характеристиками предоставляемых культурных услуг.


Принципы государственного финансирования должны учитывать особенность творческого процесса, в котором в равной степени важны как художественный поиск, нахождение новых путей и форм развития искусства, так и приобщение к искусству непосредственных потребителей. В повседневной деятельности театров эти аспекты существуют в неразрывном единстве, они равно значимы для государства и должны быть им поддержаны.


Указанные обстоятельства необходимо учитывать при формировании государственного (муниципального) задания государственным и муниципальным театрам, которое должно содержать 2 части - подготовка новых постановок (работа по созданию спектаклей) и предложение театральной услуги населению (услуга по показу спектаклей). Последнее предусматривает, в свою очередь, формирование и развитие спроса населения на театральное искусство. Подобный подход наиболее полно отражает право граждан на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям, что закреплено в Конституции Российской Федерации (часть 2 статьи 44).


Другим фактором, требующим особого внимания, является необходимость строго индивидуального подхода при разработке государственного (муниципального) задания для конкретных театров. Это является чрезвычайно важным для сохранения художественных особенностей каждого творческого коллектива.


Учреждая театры для выполнения определенной миссии, с которой рынок справиться принципиально не способен, государство берет на себя бюджетные обязательства по финансированию их текущей деятельности и принимает ответственность за функционирование на благо общества отечественного театрального дела. Поэтому финансирование государственных театров не может быть переориентировано на отдельные проекты, имеющие определенную длительность и конкретное содержание.


В предстоящем 10-летии в области государственного (муниципального) финансирования театров на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления необходимо осуществлять государственную поддержку зарубежных гастролей в целях повышения конкурентоспособности российских театров в мировом театральном пространстве.