Цели налоговой политики Республики Саха (Якутия) в среднесрочной перспективе тесно увязаны с реализаций стратегических задач Российской Федерации и Республики Саха (Якутия) и ориентированы на совершенствование системы налогового льготирования с учетом изменений федерального законодательства.
Так, на федеральном уровне принят ряд нормативных правовых актов, направленных на внедрение оценки эффективности налоговых расходов, т.е. выпадающих доходов бюджета, обусловленных налоговыми льготами, преференциями по налогам и сборам в бюджетный процесс. Результаты такой оценки, проведенной в соответствии с общими требованиями, утвержденными Правительством Российской Федерации, в обязательном порядке должны учитываться при оценке государственных программ, в частности, и при формировании бюджетной и налоговой политики в целом. Кроме того, результаты оценки налоговых расходов будут учитываться при расчете налогового потенциала региона и окажут влияние на размер дотации, выделяемой региональному бюджету из федерального бюджета.
Налоговые расходы будут оцениваться кураторами налоговых расходов, под которыми понимаются исполнительные органы государственной власти, ответственные за достижение соответствующих налоговому расходу целей государственной программы и (или) целей стратегии социально-экономического развития, не относящихся к государственным программам.
В целях проведения оценки налоговые расходы распределяются по 3 категориям:
социальные налоговые расходы - целевая категория налоговых расходов, обусловленных необходимостью обеспечения социальной защиты (поддержки) населения;
стимулирующие налоговые расходы - целевая категория налоговых расходов, предполагающих стимулирование экономической активности субъектов предпринимательской деятельности и последующее увеличение доходов бюджета;
технические налоговые расходы - целевая категория налоговых расходов, предполагающих уменьшение расходов плательщиков, воспользовавшихся налоговыми льготами, финансовое обеспечение которых осуществляется в полном объеме или частично за счет бюджета.
Если по социальным и техническим налоговым расходам оценка эффективности производится исходя из их востребованности и целесообразности, в том числе с точки зрения соответствия целям и задачам государственных программ и социально-экономической политики и анализа альтернативных механизмов поддержки отдельных категорий налогоплательщиков, то при оценке эффективности стимулирующих налоговых расходов к тому же оценивается бюджетная самоокупаемость, т.е. прирост налоговых доходов от установления налоговых льгот и иных преференций, обусловивших эти налоговые расходы.
С учетом этого, планируется внесение изменений в Закон Республики Саха (Якутия) "О налоговой политике Республики Саха (Якутия)", предусматривающих определение терминов и понятий, используемых при оценке налоговых расходов, а также основных подходов к оценке налоговых расходов Республики Саха (Якутия).
Будут подготовлены порядок оценки эффективности налоговых расходов Республики Саха (Якутия), порядок формирования перечня налоговых расходов, правила формирования информации о нормативных, целевых и фискальных характеристиках налоговых расходов, а также порядок обобщения результатов оценки эффективности налоговых расходов, осуществляемой кураторами налоговых расходов.
Исходя из предоставленных полномочий планируется рассмотрение возможности внедрения так называемого налога на самозанятых, т.е. налога на профессиональный доход. Для стимулирования инвестиционной деятельности будет рассмотрена возможность внедрения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций в зависимости от планируемого бюджетного эффекта и направлений вложения инвестиций. При завершении работ по актуализации кадастровой стоимости объектов капитального строительства будет рассмотрен вопрос перехода на исчисление налога на имущество организаций в отношении коммерческой недвижимости исходя из кадастровой стоимости.