Недействующий

О программе Республики Марий Эл "Развитие авиаперевозок из аэропорта "Йошкар-Ола" на 2019 - 2030 годы



3. Прогноз объемов перевозок и интенсивности движения воздушных судов с аэропорта "Йошкар-Ола"


Регулярность и высокая частота авиарейсов, а также удобство для населения пользоваться именно воздушным сообщением, более экономным по времени по сравнению с железнодорожным и автомобильным транспортом, дали положительный рост пассажиропотока.


Положительным моментом стоит отметить то, что удобное расположение аэропорта "Йошкар-Ола" и график выполнения авиарейсов позволили привлечь пассажиров из соседних с республикой регионов.


На привлекательность аэропорта "Йошкар-Ола" влияет и его транспортная доступность, так южные районы Кировской области находятся всего в 50 км от аэропорта.


При разработке прогноза были учтены: динамика показателей, характеризующих деятельность аэропорта "Йошкар-Ола" в период 2010 - 2015 годов (период осуществления регулярных авиаперевозок), перспективный спрос на авиационные перевозки.


Формирование перспективного спроса на авиационные перевозки и, соответственно, прогнозируемые объемы авиатранспортной работы для аэропорта "Йошкар-Ола" определяются:


характером и особенностями района тяготения, численностью его населения, его платежеспособностью и подвижностью;


факторами, не связанными с численностью населения, определяемыми особенностями города, его ролью в экономике региона и Российской Федерации, направлениями его перспективного развития;


характерными особенностями аэродрома (географическим расположением, его ролью и значением в экономике республики, а также в сети аэропортов Российской Федерации и региона, составом воздушных линий, составом и структурой прогнозируемого парка принимаемых воздушных судов).


Анализ тенденций в развитии авиационных перевозок в российских аэропортах показал, что спрос на воздушные перевозки определяется общим развитием экономики, изменением авиаподвижности населения, его доходами и покупательной способностью, структурой бюджета потребителей, численностью населения региона, тяготеющего к аэропорту, развитием других видов транспорта. В целом рост объема воздушных перевозок находится в тесной взаимосвязи с экономическими показателями страны, ее регионов, а также наличием и объемами внутренних и международных связей.


Отражением факторов, определяющих прогнозируемые объемы авиаперевозок аэропорта, является показатель - коэффициент авиационной подвижности (Кав. подв.).


Коэффициент авиационной подвижности является основным целевым показателем, характеризующим количество авиаперевозок, совершаемых одним жителем страны в течение года. Величина данного показателя в целом по Российской Федерации составляет около 0,5, а к 2030 году прогнозируется его повышение до 1,23.


При определении района тяготения аэропорта "Йошкар-Ола" учитывалось, что данный аэропорт является единственным в республике. Аэропорт "Йошкар-Ола" расположен в непосредственной близости от столицы Республики Марий Эл г. Йошкар-Олы - в 7 км по федеральной автодороге "Вятка", при этом является единственным межрегиональным аэропортом федерального значения, поэтому имеет особое значение для развития Республики Марий Эл.


К району тяготения аэропорта "Йошкар-Ола" можно отнести территорию всей республики. Численность населения в пределах района тяготения аэропорта составляет около 682,3 тыс. человек, учитывая небольшую территорию республики, развитую внутрирегиональную транспортную сеть пассажирских перевозок (автомобильные и пригородные железнодорожные) и транспортную доступность г. Йошкар-Олы для всех муниципальных районов республики.


Оценка показала, что коэффициент авиаподвижности за период авиаперевозок (полный год осуществления авиарейсов) составил 0,023, что значительно ниже коэффициента авиаподвижности в целом по Российской Федерации. Это связано с неритмичностью осуществления авиарейсов из аэропорта, что, в свою очередь, связано с состоянием объектов наземной инфраструктуры, не развитой по сравнению с другими аэропортами федерального значения маршрутной сетью, отсутствием возможности без реконструкции ИВПП принимать современные воздушные суда всех типов, а также обеспечивать прием грузовых воздушных судов.