1. Одной из основных задач в 2018 - 2019 годах являлось использование долговых инструментов, отвечающих требованиям оптимизации структуры государственного долга Иркутской области, в целях минимизации стоимости его обслуживания.
В целях поддержания ликвидности единого счета областного бюджета использовались краткосрочные бюджетные кредиты на пополнение остатков средств на счетах областного бюджета через территориальные органы Федерального казначейства по ставке 0,1 процента годовых.
Для покрытия кассовых разрывов, возникающих при исполнении областного бюджета, применялся механизм временного заимствования средств со счетов бюджетных и автономных учреждений Иркутской области.
По состоянию на 1 января 2019 года объем государственного долга Иркутской области составил 12,3 млрд. рублей, или 8,9 процента от общего объема доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, что ниже установленного соглашениями о предоставлении бюджетных кредитов и дополнительными соглашениями о реструктуризации обязательств (задолженности) Иркутской области перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, заключенными уполномоченным исполнительным органом государственной власти Иркутской области с Министерством финансов Российской Федерации (далее - Соглашения), ограничения (20 процентов).
Экономия расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области составила 0,7 млрд. рублей по отношению к первоначально планируемому объему, что, в первую очередь, обусловлено снижением государственного долга Иркутской области по отношению к первоначально прогнозируемому объему на 19,8 млрд. рублей.
По итогам исполнения областного бюджета за 8 месяцев 2019 года государственный долг Иркутской области составил 12,3 млрд. рублей, из которых 5,0 млрд. рублей - государственные ценные бумаги Иркутской области (41 процент от общего объема долговых обязательств Иркутской области) и 7,3 млрд. рублей - реструктурированная задолженность по бюджетным кредитам (59 процентов от общего объема долговых обязательств Иркутской области).
2. В рамках реализации государственной долговой политики Иркутской области в 2018 - 2019 годах за основу ограничений по уровню государственного долга Иркутской области, расходов на его обслуживание, а также размеру дефицита областного бюджета взяты целевые показатели, установленные Соглашениями.
Значения целевых показателей уровня долговой устойчивости Иркутской области в 2018 - 2019 годах представлены в таблице:
N п/п | Наименование показателя | В соответствии с Соглашениями | |||
На 1 января 2019 года | Плановое значение на 1 января 2020 года | Фактическое значение на 1 октября 2019 года | |||
Плановое значение | Фактическое значение | ||||
1 | Отношение объема государственного долга Иркутской области к годовому объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % | <=20 | 8,9 | <=20 | 8,7 |
2 | Отношение объема долговых обязательств Иркутской области по ценным бумагам и кредитам, полученным от кредитных организаций, к годовому объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % | <=14 | 3,6 | <=15 | 3,6 |
3 | Отношение расходов на обслуживание государственного долга Иркутской области к расходам областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, % | <=5 | 0,4 | <=5 | 0,2 |
4 | Отношение дефицита областного бюджета к годовому объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений, % | <=10 | - <1> | <=10 | - <1> |
________________
<1> По итогам исполнения областного бюджета сложился профицит областного бюджета.
В соответствии с оценкой долговой устойчивости субъектов Российской Федерации, проведенной Министерством финансов Российской Федерации с использованием показателей, предусмотренных статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации на основе фактических данных по итогам 2018 года и плановых бюджетных показателей 2019 года, Иркутская область относится к группе субъектов Российской Федерации с высоким уровнем долговой устойчивости, что свидетельствует о низком уровне рисков.
3. Наличие кредитного рейтинга, присвоенного рейтинговым агентством, позволяет осуществлять государственные заимствования на более выгодных условиях, а также является существенным фактором, влияющим на стоимость их обслуживания.
В 2019 году Иркутской области акционерным обществом "Рейтинговое Агентство "Эксперт РА" присвоен кредитный рейтинг по национальной шкале на уровне ruAA+, прогноз изменения рейтинга - "Стабильный". Оценка аналитиков обусловлена темпом роста экономики Иркутской области, устойчивой базой доходов с хорошими перспективами роста, взвешенной политикой в отношении расходов, поддержанием умеренного уровня дефицита областного бюджета и объема долговых обязательств с учетом расходов на их обслуживание.