На основе анализа мероприятий, предлагаемых для реализации в рамках государственной программы, выделены следующие риски ее реализации:
Риски, которые связаны с изменениями внешней среды и которыми невозможно управлять в рамках реализации государственной программы:
- макроэкономические риски, которые могут привести к снижению бюджетных доходов, ухудшению динамики основных макроэкономических показателей, в том числе повышению инфляции, снижению темпов экономического роста, инвестиционной активности и доходов населения. Учитывая достаточно высокую зависимость экономики России от мировых цен на сырьевые ресурсы, а также опыт последнего финансово-экономического кризиса, который оказал негативное влияние на динамику основных показателей жилищного строительства, ипотечного жилищного кредитования, такие риски для реализации государственной программы качественно оценены как высокие и могут привести к снижению объемов финансирования программных мероприятий из средств бюджетов всех уровней;
- природно-климатические и экологические риски возникновения обстоятельств непреодолимой силы, в том числе природных и техногенных катастроф и катаклизмов, что может отразиться самым негативным образом на состоянии жилищного фонда, а также потребовать концентрации средств федерального бюджета на преодоление последствий таких катастроф. Возникновение данных рисков может привести к недофинансированию запланированных мероприятий Программы;
- финансовые риски, связанные с возникновением бюджетного дефицита и недостаточным вследствие этого уровнем бюджетного финансирования, секвестированием бюджетных расходов в данном секторе экономики. Возникновение указанных рисков может привести к сокращению объемов финансирования запланированных мероприятий, прекращению финансирования ряда мероприятий и, как следствие, выполнению не в полном объеме или недостижению планируемых результатов государственной программы;
- правовые риски, возникающие вследствие изменения федерального и регионального законодательства, длительности формирования нормативной правовой базы, необходимой для эффективной реализации государственной программы, что может привести к существенному увеличению планируемых сроков или изменению условий реализации мероприятий государственной программы;
- информационные риски определяемые отсутствием или частичной недостаточностью исходной отчетной и прогнозной информации, используемой в процессе разработки и реализации государственной программы.
Риски, которые связаны с изменениями внутренней среды:
- управленческие риски, связанные с неэффективным управлением реализацией государственной программы, низкой эффективностью взаимодействия заинтересованных сторон, что может повлечь за собой потерю управляемости, нарушение планируемых сроков реализации мероприятий государственной программы, невыполнение ее цели и задач, недостижение плановых значений показателей, нецелевое и/или неэффективное использование бюджетных средств, снижение качества выполнения мероприятий государственной программы;
- кадровые риски, обусловленные возможным дефицитом высококвалифицированных кадров, что снижает эффективность работы и качество предоставляемых услуг.
Управление рисками государственной программы будет осуществляться в соответствии с федеральным и региональным законодательством, путем координации деятельности всех субъектов, участвующих в ее реализации.
N п/п | Наименование риска | Вероятность наступления (высокая, средняя, низкая) | Влияние на ход реализации программы (высокое, среднее, низкое) | Меры по управлению рисками | |
Профилактика | Минимизация | ||||
1. Внешние риски | |||||
1.1. | Макроэкономические | средняя | высокое | Проведение комплексного анализа внешней и внутренней среды с дальнейшим пересмотром, корректировкой показателей и мероприятий государственной программы. | Оперативное реагирование и внесение изменений в государственную программу, нивелирующие или снижающие воздействие негативных факторов на выполнение целевых показателей государственной программы. |
1.2. | Природно-климатические и экологические | низкая | среднее | Проведение анализа внешней среды, позволяющего оперативно реагировать на изменения, с дальнейшим пересмотром, корректировкой показателей и мероприятий государственной программы. | Привлечение бюджетных и внебюджетных источников финансирования в рамках мероприятий государственной программы, направленных на улучшение инвестиционного климата в сфере строительства жилья. |
1.3. | Финансовые | средняя | высокое | - Ежегодное уточнение объемов финансовых средств, предусмотренных на реализацию мероприятий государственной программы, в зависимости от достигнутых результатов; - определение приоритетов для первоочередного финансирования расходов; - планирование бюджетных расходов с применением методик оценки эффективности бюджетных расходов. | Оптимизация расходов, перераспределение объемов финансирования основных мероприятий программы в зависимости от динамики и темпов решения задач. Привлечение внебюджетных и иных источников финансирования для реализации мероприятий государственной программы. |
1.4. | Правовые | средняя | среднее | Проведение мониторинга планируемых изменений в законодательстве. | Скорейшее приведение регионального законодательства в соответствие федеральному. Привлечение на этапе разработки проектов документов заинтересованных сторон для их обсуждения и последующего согласования. |
1.5. | Информационные | средняя | среднее | - Использование статистических показателей, обеспечивающих объективность оценки хода и результатов реализации государственной программы; - выявление и идентификация потенциальных рисков путем мониторинга основных параметров реализации налоговой, бюджетной, инвестиционной, демографической, социальной политики (социально-экономических и финансовых показателей); - мониторинг и оценка исполнения целевых показателей (индикаторов) государственной программы, выявление факторов риска, оценку их значимости (анализ вероятности того, что произойдут события, способные отрицательно повлиять на конечные результаты реализации государственной программы). | Оперативное реагирование и внесение изменений в государственную программу, нивелирующие или снижающий воздействие негативных факторов на выполнение целевых показателей государственной программы. |
2. Внутренние риски | |||||
2.1. | Управленческие | низкая | среднее | - Формирование эффективной системы управления реализацией государственной программы; - осуществление процесса информирования соисполнителей по отдельным мероприятиям государственной программы; - заключение и контроль реализации соглашений о взаимодействии с заинтересованными сторонами; - создание системы мониторинга реализации государственной программы; - разработка мер по контролю межведомственной координации в ходе реализации государственной программы. | Повышение эффективности взаимодействия участников реализации государственной программы. Мониторинг хода выполнения основных мероприятий программы, регулярный анализ и, при необходимости, своевременная корректировка целевых показателей, основных мероприятий программы. |
2.2. | Кадровые | низкая | среднее | Обеспечение подбора высококвалифицированных кадров и переподготовки (повышения квалификации) имеющихся специалистов, формирование резерва кадров. | Переподготовка (повышение квалификации) управленческих кадров, привлечение внешних профильных консультантов. |