В условиях становления единого для всего человечества поля социальной практики, уплотнения социальных связей, роста культурного многообразия идентификационное пространство - пространство выбора человеком самого себя - становится все более сложным и многомерным.
Для российского общества проблема формирования гражданской идентичности остается актуальной по настоящее время. Особую политическую остроту и социальную значимость эта тема приобретает в современных условиях трансформации системы международных отношений, когда Россия сталкивается с большим количеством внешних вызовов и угроз и вовлекается в глобальное информационное противостояние. В настоящее время к этой проблеме внимательно относится руководство страны. Разработан целый ряд нормативных правовых документов, в качестве ключевой задачи определяющих воспитание патриотично настроенной молодежи с независимым мышлением, обладающей созидательным мировоззрением, профессиональными знаниями, демонстрирующей высокую культуру, в том числе культуру межнационального общения, ответственность и способность принимать самостоятельные решения, нацеленные на повышение благосостояния страны, народа и своей семьи. Выработка эффективных региональных стратегий молодежной политики и патриотического воспитания в настоящее время имеет стратегическое значение для будущего российского государства.
Очевидно, что развитие патриотизма и гражданственности в обществе развивается двумя направлениями:
1) естественный процесс, осуществляемый самим наличием в обществе социальных институтов. Семья, школа, профессиональное сообщество - основные социальные институты, в которых патриотическое чувство развивается одновременно с процессом социализации. Человек впитывает любовь к Отечеству, трепетное отношение к Родине на различных уровнях процесса социализации;
2) собственно патриотическое воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая государственными и негосударственными, политическими и социальными субъектами, создание условий (информационных, экономических, образовательных, научно-прикладных) для развития патриотизма граждан.
В 1990-е годы XX века вся патриотическая риторика в новой России расценивалась как националистическая, ультрарадикальная. Делались тщетные попытки гражданского образования молодежи. И только с 2000-х годов начался процесс восстановления российской государственности, здоровой политической и социально-экономической системы.
В современных условиях патриотическое воспитание становится ответом на внутренние и внешние вызовы, приоритетным направлением внутренней политики и гарантией государственной безопасности. Первым нормативным правовым основанием для патриотического воспитания молодежи стала государственная программа, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2001 N 122 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001 - 2005 годы".
Следующим организационным решением в рамках данного направления стало создание общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников" (Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 года N 536 "О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации "Российское движение школьников").
Свердловская область (как и любой субъект Российской Федерации) включена в единую государственную систему патриотического воспитания со своими особенностями, опытом и достижениями за последние 20 лет (рисунок 1).
┌════════════════════════‰
│ Координационный совет │
┌═══════════════════>│ по патриотическому │
│ │ воспитанию граждан │
│ ┌═══════════════┤ в Свердловской области │
│ \/ └════════════┬═══════════…
┌════┴═══════════════‰ ┌══════════┴═════════‰
│ Общественные │<═══‰ │ Правительство │
│ организации │ │ │Свердловской области│
│ патриотической │ ┌═┼═┤ (министерства, │
│ направленности ├‰ │ │ │ ведомства) ├═‰