Недействующий

Об утверждении государственной программы Алтайского края "Создание условий для эффективного и ответственного управления региональными и муниципальными финансами" (с изменениями на 13 ноября 2023 года)



I. Общая характеристика сферы реализации государственной программы


Настоящая государственная программа разработана для решения задач в сфере управления региональными и муниципальными финансами в целях обеспечения стабильного функционирования бюджетной системы Алтайского края, является логическим продолжением государственной программы "Создание условий для устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований и повышения эффективности бюджетных расходов в Алтайском крае" и сохраняет преемственность ее целей и задач.


В рамках реализации подпрограммы 1 государственной программы "Создание условий для устойчивого исполнения бюджетов муниципальных образований и повышения эффективности бюджетных расходов в Алтайском крае" поддержка муниципальных образований, в том числе стимулирование повышения доходной базы и обеспечения устойчивости местных бюджетов, являлась приоритетным направлением.


С 2014 по 2019 годы доходы муниципальных образований края имеют положительную динамику. Темп роста прогноза налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов в 2019 году к фактическому уровню 2014 года составляет по предварительным оценкам 114%.


Количество муниципальных образований, бюджеты которых исполнены с профицитом, в 2018 году составило 328 (46% от общего количества муниципальных образований), а исполненных с дефицитом - 391 (54% от общего количества муниципальных образований).


Несмотря на то, что соотношение профицитных и дефицитных бюджетов соответствует уровню 2014 года, изменилось их качественное наполнение. Объем суммарного профицита по местным бюджетам в 2018 году составил 297 млн рублей и увеличился к уровню 2014 года на 26%, объем суммарного дефицита по местным бюджетам ежегодно снижался, в 2018 году он составил 292 млн рублей и сократился к уровню 2014 года в 3,8 раза (в 2014 году суммарный объем дефицитов местных бюджетов составлял 1082 млн рублей).


Для Алтайского края характерна значительная дифференциация муниципалитетов по уровню бюджетной обеспеченности, исторически обусловленная сложившимся разветвленным административно-территориальным делением. По количеству муниципальных образований Алтайский край занимает 4 место в России (на 01.01.2019 - 719 муниципальных образований, в том числе 59 муниципальных районов, 10 городских округов, 7 городских и 643 сельских поселения) (по данным Росстата), уступая лишь республикам Татарстан, Башкортостан и Дагестан. По количеству муниципальных районов и городских округов - 2 место в России (после Свердловской области). Сложившееся административно-территориальное деление региона усложняет задачу выравнивания бюджетной обеспеченности входящих в его состав муниципалитетов.


В 2014 - 2019 годах реализованы меры по поэтапному повышению бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов за счет:


роста налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов (114% к уровню 2014 года);


увеличения объема предоставляемой финансовой помощи в виде дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов, городских округов в 1,5 раза (с 1 млрд рублей в 2014 году до 1,5 млрд рублей в 2019 году).


Это позволило обеспечить рост критерия выравнивания расчетной бюджетной обеспеченности на 122 процента к уровню 2014 года (с 4748,9 рубля до 5797 рублей на жителя), сократить разрыв между максимальным и минимальным уровнем бюджетной обеспеченности с 4,0 до 1,9 раза (в 2014 году разрыв до и после выравнивания составлял 4,4 и 2,5 раза соответственно).


Кроме того, в 2018 году внесены изменения в методику выравнивания бюджетной обеспеченности, утвержденную законом Алтайского края от 03.11.2005 N 90-ЗС, в целях более объективного учета факторов, оказывающих влияние на стоимость предоставляемых муниципальных услуг в расчете на одного потребителя.


В течение ряда лет проводилась работа по снижению кредиторской задолженности муниципальных образований и объема муниципального долга. Ежегодно из краевого бюджета выделяется финансовая помощь местным бюджетам на выполнение местных полномочий.


В 2017 году было принято решение о выделении субсидии местным бюджетам в размере 2,7 млрд рублей на софинансирование части расходных обязательств по вопросам местного значения, основной целью которой было сокращение муниципального долга и погашение просроченной кредиторской задолженности, а также софинансирование отдельных расходных обязательств местных бюджетов, в основном по выплате заработной платы с начислениями.


Объем кредиторской задолженности на 1 января 2019 года составил 0,4 млрд рублей и снизился к уровню 2014 года в 2 раза.