(с изменениями на 18 августа 2022 года)
(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 18.08.2022 N 397-П)
В соответствии со статьей 174.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.06.2019 N 796 "Об общих требованиях к оценке налоговых расходов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" Правительство Астраханской области постановляет:
1. Утвердить прилагаемый Порядок осуществления оценки налоговых расходов Астраханской области.
2. Министерству финансов Астраханской области давать разъяснения органам местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области по вопросам оценки эффективности налоговых расходов муниципальных образований Астраханской области.
3. Постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор Астраханской области
И.Ю.БАБУШКИН
ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОЦЕНКИ НАЛОГОВЫХ РАСХОДОВ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 18.08.2022 N 397-П)
1. Настоящий Порядок осуществления оценки налоговых расходов Астраханской области (далее - Порядок) разработан в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и определяет процедуру осуществления оценки налоговых расходов Астраханской области кураторами налоговых расходов Астраханской области.
2. Термины, используемые в настоящем Порядке, применяются в значениях, определенных законодательством Российской Федерации и Астраханской области.
3. Отнесение налоговых расходов Астраханской области (далее - налоговые расходы) к государственным программам Астраханской области осуществляется исходя из целей государственных программ Астраханской области и (или) целей социально-экономической политики Астраханской области, не относящихся к государственным программам Астраханской области.
(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 18.08.2022 N 397-П)
4. Оценка налоговых расходов осуществляется куратором налоговых расходов Астраханской области (далее - куратор налогового расхода) в соответствии с настоящим Порядком.
5. Оценка эффективности налоговых расходов осуществляется кураторами налоговых расходов и включает:
- оценку целесообразности налоговых расходов;
- оценку результативности налоговых расходов.
6. Критериями целесообразности налоговых расходов являются:
- соответствие налоговых расходов целям государственных программ Астраханской области и (или) целям социально-экономического развития Астраханской области, не относящимся к государственным программам Астраханской области;
(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 18.08.2022 N 397-П)
- востребованность плательщиками предоставленных налоговых льгот, освобождений и иных преференций по налогам (далее - льготы), которая характеризуется соотношением численности плательщиков, воспользовавшихся правом на льготы, и численности плательщиков, обладающих потенциальным правом на применение льготы, или общей численности плательщиков, за 5-летний период.
(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 18.08.2022 N 397-П)
Кураторы налоговых расходов вправе устанавливать дополнительные критерии целесообразности предоставления льгот для плательщиков.
В целях проведения оценки востребованности плательщиками предоставленных льгот куратором налогового расхода может быть определено минимальное значение соотношения, указанного в абзаце третьем настоящего пункта, при котором льгота признается востребованной.
7. В случае несоответствия налоговых расходов хотя бы одному из критериев, указанных в пункте 6 настоящего Порядка, куратору налогового расхода надлежит представить в министерство финансов Астраханской области (далее - министерство) предложения о сохранении (уточнении, отмене) льгот для плательщиков.
8. В качестве критерия результативности налогового расхода определяется как минимум один показатель эффективности и результативности реализации государственной программы Астраханской области и (или) целевого ориентира и его целевого значения достижения цели социально-экономического развития Астраханской области, не относящейся к государственным программам Астраханской области, либо иной показатель, на значение которого оказывают влияние налоговые расходы.
(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 18.08.2022 N 397-П)
Оценке подлежит вклад предусмотренных для плательщиков льгот в изменение значения показателя эффективности и результативности реализации государственной программы Астраханской области (далее - показатель) и (или) целевого ориентира и его целевого значения достижения цели социально-экономического развития Астраханской области, не относящейся к государственным программам Астраханской области (далее - целевой ориентир), который рассчитывается как разница между значением указанного показателя (целевого ориентира) с учетом льгот и значением указанного показателя (целевого ориентира) без учета льгот.
(в ред. Постановления Правительства Астраханской области от 18.08.2022 N 397-П)
9. Оценка результативности налоговых расходов включает оценку бюджетной эффективности налоговых расходов.
10. В целях оценки бюджетной эффективности налоговых расходов осуществляется сравнительный анализ результативности предоставления льгот и результативности применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Астраханской области и (или) целей социально-экономического развития Астраханской области, не относящихся к государственным программам Астраханской области, а также оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов.
При необходимости куратором налогового расхода могут быть установлены дополнительные критерии оценки бюджетной эффективности налогового расхода.
11. Сравнительный анализ включает сравнение объемов расходов бюджета Астраханской области в случае применения альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Астраханской области и (или) целей социально-экономического развития Астраханской области, не относящихся к государственным программам Астраханской области, и объемов предоставленных льгот (расчет прироста показателя (целевого ориентира) на 1 рубль налоговых расходов и на 1 рубль расходов бюджета Астраханской области для достижения того же показателя (целевого ориентира) в случае применения альтернативных механизмов).
В качестве альтернативных механизмов достижения целей государственной программы Астраханской области и (или) целей социально-экономического развития Астраханской области, не относящихся к государственным программам Астраханской области, могут учитываться в том числе:
- субсидии или иные формы непосредственной финансовой поддержки плательщиков, имеющих право на льготы, за счет средств бюджета Астраханской области;
- предоставление государственных гарантий Астраханской области по обязательствам плательщиков, имеющих право на льготы;
- совершенствование нормативного регулирования и (или) порядка осуществления контрольно-надзорных функций в сфере деятельности плательщиков, имеющих право на льготы.
11.1. Оценку результативности налоговых расходов допускается не проводить в отношении технических налоговых расходов.
(п. 11.1 введен Постановлением Правительства Астраханской области от 18.08.2022 N 397-П)
12. В целях оценки бюджетной эффективности стимулирующих налоговых расходов, обусловленных льготами, по налогу на прибыль организаций и налогу на имущество организаций наряду со сравнительным анализом, указанным в пункте 11 настоящего Порядка, куратору налоговых расходов рекомендуется рассчитывать оценку совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) указанных налоговых расходов в соответствии с пунктом 13 настоящего Порядка. Показатель оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) является одним из критериев для определения результативности налоговых расходов.
Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов определяется отдельно по каждому налоговому расходу. В случае если для отдельных категорий плательщиков, имеющих право на льготы, предоставлены льготы по нескольким видам налогов, оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) налоговых расходов определяется в целом по указанной категории плательщиков.
13. Оценка совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов определяется за период с начала действия для плательщиков соответствующих льгот или за 5 отчетных лет, а в случае, если указанные льготы действуют более 6 лет, - на день осуществления оценки эффективности налогового расхода (Е) по следующей формуле:
,
где:
i - порядковый номер года, имеющий значение от 1 до 5;
mi - количество плательщиков, воспользовавшихся льготой в i-м году;
j - порядковый номер плательщика, имеющий значение от 1 до m;
Nij - объем налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет Астраханской области j-м плательщиком в i-м году.
При определении объема налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет Астраханской области плательщиками, учитываются начисления по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, налогам, подлежащим уплате в связи с применением специальных налоговых режимов (за исключением системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции), и земельному налогу.
В случае если на день осуществления оценки совокупного бюджетного эффекта (самоокупаемости) стимулирующих налоговых расходов для плательщиков, имеющих право на льготы, льготы действуют менее 6 лет, объемы налогов, подлежащих уплате в консолидированный бюджет Астраханской области, оцениваются (прогнозируются) по данным министерства;
Boj - базовый объем налогов, задекларированных для уплаты в консолидированный бюджет Астраханской области j-м плательщиком в базовом году;
gi - номинальный темп прироста налоговых доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в i-м году, определяемый Министерством финансов Российской Федерации, по отношению к показателям базового года;
r - расчетная стоимость среднесрочных рыночных заимствований Астраханской области, рассчитываемая по формуле:
r = iинф + р + с,