В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях проведения ответственной долговой политики, повышения эффективности исполнения областного бюджета Калужской области в 2020 году и в плановом периоде 2021 - 2022 годов Правительство Калужской области
ПОСТАНОВЛЯЕТ:
Утвердить основные направления государственной долговой политики Калужской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов согласно приложению к настоящему Постановлению.
Первый заместитель Губернатора
Калужской области
Д.А.Денисов
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДОЛГОВОЙ ПОЛИТИКИ КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ НА 2020 ГОД И НА ПЛАНОВЫЙ ПЕРИОД 2021 И 2022 ГОДОВ
Основной целью государственной долговой политики Калужской области на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов (далее - долговая политика) является поддержание объема и структуры государственного долга Калужской области в рамках установленных ограничений и на уровне, позволяющем обеспечить сбалансированность областного бюджета, своевременное исполнение долговых обязательств и социально-экономическое развитие Калужской области.
2.1. В последние годы долговая политика была направлена на снижение объема государственного долга Калужской области и расходов на его обслуживание, а также на оптимизацию структуры государственного долга.
На 1 января 2016 года объем государственного долга Калужской области составлял 31279,6 млн рублей, или 92,4 процента к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2015 год. В структуре государственного долга Калужской области наибольший объем занимали бюджетные кредиты (48,4 процента) и коммерческие заимствования (38,5 процента).
В 2016 году была проведена большая работа с Министерством финансов Российской Федерации по замещению рыночных долговых обязательств субъектов Российской Федерации бюджетными кредитами из федерального бюджета. Это привело к значительному изменению структуры государственного долга Калужской области и уже на 1 января 2017 года в его структуре объем бюджетных кредитов составлял 94,0 процента, а по состоянию на 1 января 2018 года кредиты от кредитных организаций были погашены в полном объеме.
Кроме того, в 2017 году на федеральном уровне была реализована программа реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных бюджету Калужской области из федерального бюджета в 2015 - 2017 годах, основной объем погашения которых приходился на 2018 - 2019 годы.
Срок возврата бюджетных кредитов, предоставленных бюджету Калужской области в указанном периоде, был продлен на 7 лет. При этом возврат бюджетных кредитов в 2018 - 2019 годах осуществляется в размере 5 процентов обязательств Калужской области перед федеральным бюджетом, в 2020 году - в размере 10 процентов, в 2021 - 2024 годах - в размере 20 процентов. Таким образом, за период 2018 - 2019 годов подлежит погашению 2 659,2 млн рублей вместо 18419,7 млн рублей. Высвободившиеся средства направлены на социально-экономическое развитие региона, а также на выполнение "майских" указов Президента Российской Федерации.
В результате проведенных мероприятий по сокращению государственного долга его объем по состоянию на 1 января 2019 года снизился на 2535,6 млн рублей и составил 28743,9 млн рублей, или 58,8 процента к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2018 год. По ожидаемой оценке исполнения областного бюджета за 2019 год на 1 января 2020 года объем государственного долга составит 28472,6 млн рублей, или 54,7 процента к общему объему доходов областного бюджета без учета безвозмездных поступлений за 2019 год.
2.2. Динамика показателей государственного долга Калужской области в 2015 - 2019 годах представлена в таблице 1.
(тыс. рублей)
На 01.01.2016 | На 01.01.2017 | На 01.01.2018 | На 01.01.2019 | На 01.01.2020 | |
Объем государственного долга, всего | 31279584 | 30248667 | 30177622 | 28743998 | 28472582 |
в том числе: | |||||
Государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг | 1250000 | 0 | 0 | 0 | 0 |
Кредиты от кредитных организаций | 10800000 | 1300000 | 0 | 0 | 0 |
Кредиты, полученные от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации | 15146331 | 28444179 | 29707622 | 28377998 | 27048374 |
Государственные гарантии | 4083253 | 504488 | 470000 | 366000 | 1424208 |
Отношение государственного долга к налоговым и неналоговым доходам, % | 92,4 | 84,5 | 71,2 | 58,8 | 54,7 |
Отношение рыночных обязательств к налоговым и неналоговым доходам, % | 35,6 | 3,6 | 0,0 | 0,0 | 0,0 |
Основными факторами, определяющими характер и направления долговой политики, являются:
изменения, вносимые в бюджетное законодательство Российской Федерации и законодательство Российской Федерации о налогах и сборах;
изменения, внесенные в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части оценки долговой устойчивости субъектов Российской Федерации и их ранжирования в зависимости от уровня долговой устойчивости;
необходимость обеспечения безусловного исполнения обязательств Калужской области по соглашениям, заключенным с Министерством финансов Российской Федерации, о реструктуризации бюджетных кредитов на частичное покрытие дефицита областного бюджета.
Реализация основных направлений долговой политики будет направлена на достижение следующих целей:
поддержание уровня долговой нагрузки, структуры государственного долга Калужской области и расходов на его обслуживание на оптимальном уровне;
обеспечение минимально возможной стоимости обслуживания государственного долга Калужской области;
обеспечение исполнения долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки.
При реализации долговой политики первоочередной задачей является выполнение условия, необходимого для продления программы реструктуризации бюджетных кредитов еще на 5 лет, - обеспечение в 2018 - 2019 годах роста налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета Калужской области не ниже уровня инфляции.
Также необходимо решить следующие задачи:
осуществление мониторинга соответствия параметров государственного долга Калужской области ограничениям, установленным Бюджетным кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами Калужской области;
осуществление мониторинга объема, структуры и графика платежей по государственному долгу Калужской области в процессе подготовки проекта областного бюджета на очередной финансовый год и плановый период;
реализация мероприятий, обеспечивающих выполнение условий соглашений по реструктуризации задолженности по бюджетным кредитам, предоставленным бюджету Калужской области из федерального бюджета, для частичного покрытия дефицита бюджета Калужской области;
обеспечение последовательности и согласованности деятельности органов исполнительной власти Калужской области при планировании потребности в долговых заимствованиях и предоставлении государственных гарантий Калужской области с учетом возможностей областного бюджета по обслуживанию государственного долга Калужской области и погашению долговых обязательств;
размещение в средствах массовой информации, информационно-телекоммуникационной сети Интернет информации и документов, обеспечивающих раскрытие актуальной информации о финансово-экономическом положении областного бюджета, в том числе о заимствованиях и управлении государственным долгом, проводимой бюджетной и экономической политике, с целью информирования населения;
реализация мер по сокращению государственного и муниципального долга, предусмотренных Программой финансового оздоровления Калужской области, а также реализация задач, поставленных в ведомственной целевой программе "Совершенствование системы управления общественными финансами Калужской области".
В среднесрочной перспективе привлечение бюджетных кредитов и коммерческих заимствований для погашения основного долга Калужской области по бюджетным кредитам, выданным бюджету Калужской области из федерального бюджета, не планируется.
Таким образом, погашение в 2020 - 2022 годах государственного долга Калужской области будет осуществляться за счет собственных источников областного бюджета без привлечения заемных средств.
Основными рисками при управлении государственным долгом Калужской области являются:
риск недостижения планируемых объемов поступлений доходов областного бюджета, что потребует поиска альтернативных источников для выполнения принятых расходных и долговых обязательств Калужской области;
риск наступления гарантийного случая - неплатежи принципалов по обязательствам, которые были гарантированы Калужской областью.
Основными мерами, принимаемыми в отношении управления рисками, связанными с реализацией долговой политики, являются:
достоверное прогнозирование доходов областного бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита областного бюджета;
планирование государственных заимствований с учетом экономических возможностей по привлечению ресурсов, текущей и ожидаемой конъюнктуры на рынке заимствований;
принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств.
Для реализации основных направлений долговой политики необходимо обеспечить достижение показателей, представленных в таблице 2:
Показатели | 2020 год | 2021 год | 2022 год | |
1 | Отношение объема государственного долга Калужской области к общему годовому объему доходов областного бюджета (без учета объема безвозмездных поступлений) в отчетном финансовом году, % | |||
2 | Отношение объема государственного долга Калужской области по государственным ценным бумагам Калужской области и кредитам, полученным Калужской областью от кредитных организаций, к общему годовому объему доходов областного бюджета (без учета объема безвозмездных поступлений) в отчетном финансовом году, % | |||
3 | Доля общего объема расходов на обслуживание государственного долга Калужской области в общем объеме расходов областного бюджета, % | |||
4 | Отношение дефицита областного бюджета к общему годовому объему доходов областного бюджета (без учета объема безвозмездных поступлений), % | |||
5 | Погашение реструктурированной задолженности Калужской области по бюджетным кредитам, предоставленным бюджету Калужской области из федерального бюджета, для частичного покрытия дефицита бюджета Калужской области в объемах, установленных в дополнительных соглашениях к соглашениям о предоставлении бюджетных кредитов из федерального бюджета, заключенным с Министерством финансов Российской Федерации, в срок не позднее 1 декабря 2018 - 2024 годов, тыс. рублей | 2659248 | 5318497 | 5318497 |