Для обеспечения доступности профессионального образования и максимального содействия трудоустройству инвалидов в Кемеровской области действует комплекс мер, утвержденный распоряжением Губернатора Кемеровской области от 26.11.2012 N 108-рг (в редакции распоряжения Губернатора Кемеровской области от 25.07.2014 N 52-рг).
Инвалиды, не имеющие профессии (специальности), с целью выявления их склонностей, способностей и освоения первичных трудовых операций направляются службой занятости населения на отделение выбора профессии в ФГОУСПО "Новокузнецкий государственный гуманитарно-технический колледж-интернат". За 2014 год 42 инвалида прошли "профессиональные пробы". Более 80 процентов из них приняли решение продолжить обучение в данном учебном заведении по дневной форме обучения.
На базе ГОУ "Кузбасский региональный институт развития профессионального образования" проведен круглый стол по вопросам перспективы развития системы профориентации обучающихся в образовательных организациях Кемеровской области, где были обсуждены вопросы актуальных проблем организации и проведения профориентационной работы с обучающимися образовательных организаций разного типа, особенностей реализации профориентации обучающихся разных категорий (дети-сироты, лица с ограниченными возможностями здоровья и др.). В обсуждении вопросов круглого стола принимали участие представители 12 муниципалитетов Кемеровской области.
Проведен областной конкурс методических разработок профориентационного содержания "ПРОФориентир-2014", целью которого являлось развитие системы профессиональной ориентации в образовательных организациях общего, специального (коррекционного), дополнительного, профессионального образования, организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В данном мероприятии участвовал 281 человек из 23 муниципалитетов Кемеровской области и Республики Татарстан (педагогические работники общеобразовательных школ, учреждений дошкольного образования, детских домов-интернатов, профессиональных образовательных учреждений и специалисты учреждений дополнительного образования). Всего на конкурс поступило 177 работ.
Процесс обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья регламентируется соответствующими программами профессиональной подготовки.
Подготовку детей с ограниченными возможностями здоровья VIII вида (нарушение интеллекта) ведут 12 профессиональных образовательных организаций по следующим образовательным программам: "Плотник", "Штукатур", "Маляр строительный", "Слесарь-ремонтник", "Столяр строительный", "Каменщик", "Цветовод", "Швея", "Монтажник санитарно-технических систем и оборудования". В 2014/2015 учебном году принято на обучение 372 человека.
После завершения обучения выпускники получают свидетельство установленного образца о прохождении профессиональной подготовки и присвоенной квалификации.
Кроме того, осуществляется обучение детей-инвалидов с ограниченными возможностями здоровья I и II вида (нарушение слуха). Такие группы созданы в Прокопьевском промышленно-экономическом техникуме и Прокопьевском электромашиностроительном техникуме. Обучение осуществляется по профессиям "Закройщик", "Станочник (металлообработка)" при обязательном сопровождении сурдопереводчика.
Для социальной адаптации детей в данных образовательных учреждениях созданы кабинеты психолого-педагогической коррекционной работы.
После окончания обучения выпускникам выдается диплом государственного образца о среднем профессиональном образовании.
В профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования обучается около 600 человек, относящихся к категории инвалидов.
В 2014/2015 учебном году выпуск составит 112 человек, относящихся к категории инвалидов. Ожидается трудоустройство на рабочие места 108 человек (96 процентов).
Все учебные заведения по вопросам трудоустройства осуществляют непрерывное взаимодействие с местными органами власти, центрами занятости населения, общественными организациями и объединениями, социальными партнерами-работодателями, заинтересованными в улучшении положения выпускников на рынке труда. Особое внимание уделяется категории детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам (предоставление рабочего места на момент выпуска, обязательное сопровождение при первичном трудоустройстве или поступлении в образовательное учреждение СПО, ВПО; мониторинг закрепления на рабочем месте).