Действующий

О внедрении целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей Приморского края (с изменениями на 29 июля 2022 года)



1. Обоснование потребности в реализации внедрения целевой модели развития региональной системы дополнительного образования детей с указанием проблематики и предполагаемых результатов


Целевая модель развития региональной системы дополнительного образования детей Приморского края (далее - целевая модель) является частью федеральной программы "Успех каждого ребенка" национального проекта "Образование", утвержденного протоколами заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3 сентября 2018 года N 10 и от 24 декабря 2018 года N 16, паспорта приоритетного проекта "Доступное дополнительное образование для детей", утвержденного протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 30 ноября 2016 года N 11, в неразрывной связи с государственной программой Приморского края "Развитие образования Приморского края" на 2020 - 2027 годы, утвержденной постановлением Администрации Приморского края от 16 декабря 2019 года N 848-па.


(в ред. Постановления Правительства Приморского края от 13.04.2021 N 229-пп)


Дополнительное образование детей в настоящее время переживает стремительное развитие, что позволяет ему отвечать на вызовы современного, быстро меняющегося общества. Все рамочные и базовые знания и компетенции в условиях развития высоких технологий будут недостаточны для эффективного развития конкурентоспособного выпускника образовательной организации и профессиональной деятельности специалиста. Именно поэтому дополнительное образование, которое отличается своей гибкостью и вариативностью, становится важнейшим инструментом, позволяющим подготовить детей к будущей успешной жизни.


Дополнительное образование детей - важная составляющая единого образовательного пространства. В Приморском крае дополнительное образование детей реализуется в 1 краевом государственном и 97 муниципальных образовательных организациях дополнительного образования, в 9 негосударственных (частных) организациях дополнительного образования, имеющих лицензии на осуществление образовательной деятельности, в 87 организациях дополнительного образования культуры, спорта и молодежной политики.


Наибольшее количество организаций дополнительного образования детей в крае расположено в городах Владивосток (22 организации), Находка (11 организаций), Спасск-Дальний (5 организаций) и Уссурийск (5 организаций). В муниципальных районах количество организаций дополнительного образования детей варьируется от 2 до 5. Но с каждым годом количество данных организаций уменьшается вследствие оптимизации, путем присоединения к другим организациям, смены ведомственной принадлежности. В Лазовском и Шкотовском муниципальных районах организации дополнительного образования детей отсутствуют.


Более 5000 дополнительных общеобразовательных программ для детей реализуются также в дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, организациях отдыха и оздоровления. Кружковой работой занимаются более 22000 детей.


Общее количество детей, занимающихся в организациях дополнительного образования детей Приморского края, составляет 117783 ребенка (76% от общего числа детей в возрасте от 5 до 18 лет).


Сохранено видовое разнообразие реализуемых программ, сегодня дети занимаются по всем 6 направленностям дополнительного образования.


Самые массовые (доступные) направленности - художественная (14925 детей) и физкультурно-спортивная (11750 детей). Также естественнонаучная (9060 детей) и социально-педагогическая (5775 детей) направленности. Малочисленные направленности - техническая (5359 детей) и туристско-краеведческая (4285 детей). Во многих образовательных организациях края организованы платные дополнительные образовательные услуги, что также способствует занятости детей.


Программы дополнительного образования реализуют 2 869 педагогических работников, из которых 68,7% с высшим образованием. Более половины педагогов (53,3%) имеют высшую и первую квалификационную категорию. Вместе с тем, в крае существует проблема нехватки педагогических кадров: в организациях дополнительного образования детей 27 вакансий педагогов дополнительного образования.


98 организаций дополнительного образования детей имеют 192 здания, общая площадь которых составляет 186 004 кв. м, 18 зданий требуют ремонта.


26 организаций дополнительного образования детей имеют 26 мастерских, 50 - физкультурные залы, 5 - плавательные бассейны, 38 - актовый или лекционный залы, 7 - музеи, 6 - учебно-опытные участки, 19 - библиотеки (книжные фонды).


Наряду с позитивными изменениями в системе дополнительного образования детей в крае имеются проблемы, замедляющие темпы развития:


- низкий уровень участия образовательных организаций в реализации дополнительных общеобразовательных программ в сетевой форме;