____________________________________________________________________
Утратил силу с 01.01.2022 на основании Постановления Правительства Республики Дагестан от 24.12.2021 N 352.
____________________________________________________________________
Правительство Республики Дагестан постановляет:
Утвердить прилагаемую государственную программу Республики Дагестан "Доступная среда".
Председатель Правительства
Республики Дагестан
А.ЗДУНОВ
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН "ДОСТУПНАЯ СРЕДА"
Ответственный исполнитель Программы | - | Министерство труда и социального развития Республики Дагестан | |
Участники Программы | - | Министерство здравоохранения Республики Дагестан; Министерство образования и науки Республики Дагестан; Министерство культуры Республики Дагестан; Министерство по физической культуре и спорту Республики Дагестан; Министерство информатизации, связи и массовых коммуникаций Республики Дагестан; Министерство транспорта и дорожного хозяйства Республики Дагестан; органы местного самоуправления (по согласованию) | |
Цель Программы | - | повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения (людей, испытывающих затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуг, необходимой информации) (далее также - МГН) в Республике Дагестан | |
Задачи Программы | - | оценка состояния доступности приоритетных объектов и услуг и формирование нормативно-правовой и методической базы по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН; формирование условий для беспрепятственного доступа инвалидов и других МГН к приоритетным объектам и услугам в сфере социальной защиты, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, информации и связи, физической культуры и спорта; формирование условий для просвещенности граждан в вопросах инвалидности и устранения барьеров во взаимоотношениях с другими людьми | |
Целевые показатели (индикаторы) Программы | - | доля доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Республике Дагестан; доля инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Дагестан; доля приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности объектов и услуг Республики Дагестан по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг; доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН, в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты; доля приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН в общем количестве объектов органов службы занятости; доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения; доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры; доля общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций; доля дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций; доля образовательных организаций дополнительного образования, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве образовательных организаций дополнительного образования; доля детей-инвалидов в возрасте от 1,5 года до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов такого возраста; доля детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста; доля детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста; доля парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и других МГН, в парке этого подвижного состава (автобусного, трамвайного, троллейбусного) Республики Дагестан; доля приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры Республики Дагестан; доля лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физической культурой и спортом, в общей численности данной категории населения; доля приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта; доля граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан | |
Сроки и этапы реализации Программы | - | 2020-2022 годы, Программа реализуется в один этап | |
Объемы и источники финансирования Программы | - | общий объем финансирования реализации Программы составляет 704026,41 тыс. рублей, в том числе: на 2020 год - 234675,47 тыс. рублей; на 2021 год - 234675,47 тыс. рублей; на 2022 год - 234675,47 тыс. рублей, из них: объем средств федерального бюджета - 214300,20 тыс. рублей, в том числе: на 2020 год - 71433,40 тыс. рублей; на 2021 год - 71433,40 тыс. рублей; на 2022 год - 71433,40 тыс. рублей, из них: объем средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, - 170629,80 тыс. рублей, в том числе: на 2020 год - 56876,60 тыс. рублей; на 2021 год - 56876,60 тыс. рублей; на 2022 год - 56876,60 тыс. рублей; объем средств федерального бюджета, выделяемых на реализацию мероприятий в сфере деятельности Министерства спорта Российской Федерации, - 43670,40 тыс. рублей, в том числе: на 2020 год - 14556,80 тыс. рублей; на 2021 год - 14556,80 тыс. рублей; на 2022 год - 14556,80 тыс. рублей; объем средств республиканского бюджета Республики Дагестан - 480745,71 тыс. рублей, в том числе: на 2020 год - 160248,57 тыс. рублей; на 2021 год - 160248,57 тыс. рублей; на 2022 год - 160248,57 тыс. рублей; объем средств бюджетов муниципальных образований - 8980,50 тыс. рублей, в том числе: на 2020 год - 2993,50 тыс. рублей; на 2021 год - 2993,50 тыс. рублей; на 2022 год - 2993,50 тыс. рублей | |
Ожидаемые результаты реализации Программы | - | увеличение доли доступных для инвалидов и других МГН приоритетных объектов социальной, транспортной и инженерной инфраструктуры в общем количестве приоритетных объектов в Республике Дагестан (до 80 процентов к 2022 году); увеличение доли инвалидов, положительно оценивающих отношение населения к проблемам инвалидов, в общей численности опрошенных инвалидов в Республике Дагестан (до 64 процентов к 2022 году); увеличение доли приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов, нанесенных на карту доступности объектов и услуг Республики Дагестан по результатам их паспортизации, среди всех приоритетных объектов и услуг (до 61 процента к 2022 году); увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере социальной защиты, в общем количестве приоритетных объектов в сфере социальной защиты (до 72,5 процента к 2022 году); увеличение доли приоритетных объектов органов службы занятости, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве объектов органов службы занятости (до 96 процентов к 2022 году); увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере здравоохранения, в общем количестве приоритетных объектов в сфере здравоохранения (до 58 процентов к 2022 году); увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере культуры, в общем количестве приоритетных объектов в сфере культуры (до 93 процентов к 2022 году); увеличение доли общеобразовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве общеобразовательных организаций (до 24 процентов к 2022 году); увеличение доли дошкольных образовательных организаций, в которых создана универсальная безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, в общем количестве дошкольных образовательных организаций (до 19,5 процента к 2022 году); увеличение доли образовательных организаций дополнительного образования, в которых создана безбарьерная среда для инклюзивного образования детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем количестве образовательных организаций дополнительного образования (до 17 процентов к 2022 году); увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 1,5 года до 7 лет, охваченных дошкольным образованием, в общей численности детей-инвалидов такого возраста (до 100 процентов к 2022 году); увеличение доли детей-инвалидов, которым созданы условия для получения качественного начального общего, основного общего, среднего общего образования, в общей численности детей-инвалидов школьного возраста (до 100 процентов к 2022 году); увеличение доли детей-инвалидов в возрасте от 5 до 18 лет, получающих дополнительное образование, от общей численности детей-инвалидов данного возраста (до 60 процентов к 2022 году); увеличение доли парка подвижного состава автомобильного и городского наземного электрического транспорта общего пользования, оборудованного для перевозки инвалидов и МГН, в парке этого подвижного состава в Республике Дагестан (автобусного - до 16,2 процента к 2022 году); увеличение доли приоритетных объектов транспортной инфраструктуры, доступных для инвалидов и других МГН, в общем количестве приоритетных объектов транспортной инфраструктуры Республики Дагестан (до 100 процентов к 2022 году); увеличение доли лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов от 6 до 18 лет, систематически занимающихся физкультурой и спортом, в общей численности данной категории населения (до 75 процентов к 2022 году); увеличение доли приоритетных объектов, доступных для инвалидов и других МГН в сфере физической культуры и спорта, в общем количестве приоритетных объектов в сфере физической культуры и спорта (до 71,2 процента к 2022 году); увеличение доли граждан, признающих навыки, достоинства и способности инвалидов, в общей численности опрошенных граждан (до 69,5 процента к 2022 году) |
В Республике Дагестан в настоящее время проживает более 320 тысяч инвалидов (из них более 40 тысяч - дети-инвалиды), что составляет более 10 процентов от общей численности населения республики.
В целях реализации статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" органами исполнительной власти Республики Дагестан, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм проводится определенная работа по обеспечению инвалидам доступа наравне с другими гражданами к физическому окружению, транспорту, информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения в городах и районах.
Многие объекты социальной инфраструктуры не соответствуют требованиям строительных норм и правил по обеспечению доступности для инвалидов и других МГН: отсутствие пандусных съездов, узкие дверные проемы, наличие высоких порогов, необорудованные зоны оказания услуг и санитарно-гигиенические помещения.
Систему социальной защиты населения республики составляют 183 учреждения, из которых дооборудовано за период реализации государственной программы Республики Дагестан "Доступная среда" в 2014 и 2015 годах 46 учреждений социальной защиты населения и 25 центров занятости населения. В 2018 году дооборудовано 9 учреждений социальной защиты населения и 9 центров занятости населения. Работу в данном направлении необходимо продолжить.
Аналогичная ситуация складывается и в других социальных отраслях.
Система здравоохранения в Республике Дагестан представлена 175 подведомственными Министерству здравоохранения Республики Дагестан учреждениями, в составе которых 1268 территориально удаленных структурных подразделений, расположенных в 2833 зданиях, которые также необходимо дооборудовать специальными устройствами для инвалидов. Кроме того, остается актуальной проблема оснащения учреждений здравоохранения реабилитационным оборудованием, адаптированным для инвалидов, с целью повышения доступности и качества предоставляемых услуг.
Всего в Республике Дагестан 1462 общеобразовательные организации, 829 дошкольных образовательных организаций и 347 организаций дополнительного образования детей, в которых также необходимо ежегодно поэтапно проводить мероприятия по созданию условий для получения детьми-инвалидами качественного образования.
Кроме того, анализ работы в сфере образования инвалидов позволил выявить следующие проблемы:
недостаток специального оборудования для обучения инвалидов и детей-инвалидов;
отсутствие системы переподготовки педагогических кадров специальных (коррекционных) образовательных учреждений;
нехватка учебников, особенно для начальной школы, для слепых и слабовидящих детей, учебно-методической литературы для специальных (коррекционных) учреждений;
недостаточная адаптированность инфраструктуры образовательных учреждений для инвалидов.
Невысокая доля инвалидов, занимающихся физической культурой и спортом, относительно общей численности данной категории населения связана как с низкой обеспеченностью муниципальных образований спортивными объектами в целом, так и с отсутствием спортивных сооружений, приспособленных для занятий инвалидов. Всего спортивных сооружений в республике 3589, из них в федеральной собственности находятся 92, в собственности Республики Дагестан - 143 и в муниципальной собственности - 3175 спортивных сооружений.
В связи с этим одним из основных направлений деятельности остается содействие открытию на базе действующих государственных и муниципальных спортивных школ и клубов отделений и групп для занятий лиц с ограниченными физическими возможностями.
В систему учреждений культуры в Республике Дагестан входят: 11 театрально-зрелищных учреждений; 4 библиотеки; 4 музея с 36 филиалами в городах и районах республики; 15 концертных организаций; 3 учреждения дополнительного образования и 4 учреждения среднего профессионального образования; Республиканский учебно-методический центр; Республиканский дом народного творчества, которые на сегодняшний день также требуют дооборудования и дооснащения специальными средствами и приспособлениями для инвалидов и других МГН.
Персональный доступ граждан с ограниченными возможностями к объектам культурного наследия в большинстве случаев обеспечивается сотрудниками учреждений культуры ввиду отсутствия специальных технических приспособлений. В связи с этим необходимо внедрять в практику работы учреждений культуры адаптивные технологии, позволяющие обеспечить свободный доступ инвалидов к информационным ресурсам в целях их социальной интеграции в общество. Также необходимо внедрить во всех театрах и концертных залах установку оборудования для увеличения слышимости для людей с нарушением слуха, в том числе индукционные петли.
Необходима модернизация парка подвижного состава автомобильного транспорта государственных автотранспортных предприятий путем закупки адаптированного для перевозки инвалидов и других МГН транспорта.
В Республике Дагестан перевозку пассажиров по муниципальным и межмуниципальным маршрутам осуществляет 280 единиц государственного и муниципального пассажирского автотранспорта. Из них 250 автобусов находятся на балансе государственных автотранспортных предприятий, в том числе 94 автобуса адаптированы под перевозку инвалидов и других МГН (37,6 процента от общего числа автомашин государственного автобусного парка); 30 единиц троллейбусов, находятся на балансе МУП "Троллейбусное управление", в том числе 2 троллейбуса адаптированы под перевозку инвалидов и других МГН (6,7 процента от общего числа машин муниципального троллейбусного парка).
С учетом того, что муниципальные и межмуниципальные маршруты, по которым осуществляются перевозки пассажиров троллейбусами, в целом дублируются автобусными маршрутами, потребность в пополнении троллейбусного парка в рамках Программы отсутствует.
Трамвайный транспорт в Республике Дагестан отсутствует.
Следствием нерешенности проблемы формирования доступной среды для инвалидов являются:
высокая социальная зависимость, вынужденная изоляция инвалидов, осложняющая проведение медицинской, социальной и психологической реабилитации;
негативное отношение к инвалидам в обществе, социальная разобщенность инвалидов и граждан, не являющихся инвалидами, предопределяющая необходимость проведения соответствующих разъяснительных, образовательно-информационных кампаний;
дестимуляция трудовой и социальной активности инвалидов, негативно отражающаяся на занятости, образовательном и культурном уровне, качестве их жизни, увеличивающая потребность в бюджетных средствах для обеспечения доходов и предоставления им мер социальной поддержки.
Решение задач по обеспечению доступной среды жизнедеятельности для инвалидов в Республике Дагестан представляется целесообразным путем проведения комплекса мероприятий, взаимосвязанных по конкретным целям, ресурсам, срокам реализации и исполнителям, обеспечивающих системный подход к решению проблем инвалидов программно-целевым методом как наиболее эффективным в социальной интеграции и реабилитации инвалидов.
Программа призвана обеспечить комплексный подход к реализации мероприятий по организации беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в различных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН: здравоохранения, образования, социальной защиты, занятости, физической культуры и спорта, культуры и искусства, транспортной инфраструктуры, информации и связи, социальной адаптации, реабилитации и интеграции инвалидов в общество.
Программой предусмотрены проведение межведомственных совещаний, семинаров с участием представителей всех заинтересованных ведомств и организаций, разработка и утверждение соответствующих организационно-распорядительных документов, регулирующих порядок реализации настоящей работы.
Использование программно-целевого планирования позволит аккумулировать средства консолидированного бюджета Республики Дагестан (в том числе бюджетов муниципальных образований Республики Дагестан), а также привлечь средства федерального бюджета.
При реализации Программы возможны следующие риски:
отсутствие ожидаемых конечных результатов Программы, обеспечивающих повышение качества жизни инвалидов и других МГН;
недостаточные гибкость и адаптируемость Программы к внешним факторам и организационным изменениям органов государственной власти;
возможность кризисных явлений в мировой и российской экономике, которые могут привести к снижению объемов финансирования программных мероприятий из средств федерального бюджета, средств республиканского бюджета Республики Дагестан и средств бюджетов муниципальных образований;
дифференциация финансовых возможностей муниципальных образований Республики Дагестан, которая приводит к различной степени эффективности и результативности исполнения их собственных полномочий в сфере осуществления мероприятий, направленных на обеспечение доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
На минимизацию указанных рисков в рамках реализации Программы направлены меры:
по планированию работ, формированию перечня мероприятий Программы с указанием сроков их выполнения, бюджетных ассигнований, а также информации о расходах из других источников;
по нормативно-правовому регулированию и организационно-методической поддержке деятельности органов исполнительной власти Республики Дагестан и органов местного самоуправления по вопросам реализации нормативных требований по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других МГН.
В Республике Дагестан с 2013 года реализуется государственная программа Республики Дагестан "Доступная среда" (далее - Государственная программа).
На первом этапе реализации Государственной программы в 2013 году была проведена работа по совершенствованию нормативно-правовой и организационной основ формирования доступной среды жизнедеятельности инвалидов и других МГН.