Недействующий

О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 18 марта 2016 г. N 133 "Об утверждении Региональных нормативов градостроительного проектирования Республики Коми"


2.1. Система расселения Республики Коми


Современная система расселения Республики Коми характеризуется значительной протяженностью территории с преобладанием слабо освоенных и неосвоенных территорий, неравномерностью развития муниципальных образований, определяемой природными и историческими факторами, в том числе распределением минерально-сырьевой базы, дисперсностью лесной индустрии и сельского хозяйства, современной экономической конъюнктурой развития.


На формирование и развитие системы расселения Республики Коми значительное влияние продолжает оказывать специфика хозяйственного освоения территории. Главные элементы системы расселения - города и многие поселки городского типа - расположены вдоль главной планировочной оси территории республики, образованной железной дорогой Коноша - Котлас (Ядриха) - Микунь - Сосногорск - Воркута с ответвлением на г. Лабытнанги и автодорогой федерального значения Сыктывкар - Мураши - Киров. Ось пересекает территорию в направлении юго-запад - северо-восток. Столица республики г. Сыктывкар связана с основной транспортно-планировочной осью участком железной дороги Микунь - Сыктывкар. Транспортную систему республики дополняет небольшое количество тупиковых железнодорожных отрезков и автодорог регионального и межмуниципального, а также местного значения, которые, как правило, не образуют замкнутых структур (исключение - "закольцованные" автодороги регионального и межмуниципального значения в центральной части республики) и не имеют выходов за пределы территории республики. Рисунок пространственной организации территории во многом определила необходимость разработки и транспортировки угля и нефти. Железная дорога от Ухты до Воркуты строилась в годы войны именно для вывоза угля (в т.ч. коксующегося), нефти и древесины. Города и поселки городского типа в северной части республики разрастались вокруг ресурсодобывающих градообразующих предприятий как места проживания работников этих предприятий и членов их семей, остальные их функции (административные, логистические и т.п.) были вторичны. В дальнейшем на эту же планировочную ось наложились трассы трубопроводного транспорта: нефтепровода от Возейского месторождения (через гг. Усинск, Печора, Ухта, Микунь на пгт. Жешарт и далее на Котлас и Ярославль) и газопровода "Сияние Севера" с территории Ханты-Мансийского автономного округа (через Вуктыл и Сосногорск и далее параллельно нефтепроводу), к которому также подключается ветка от Войвожского месторождения.


Сложившаяся система расселения республики в целом характеризуется:


большими различиями по характеру расселения между северными и южными районами, обусловленными различиями в комфортности проживания в разных природно-климатических условиях;


преобладанием очаговых, а также и линейных форм расселения вдоль рек и основных железных и автомобильных дорог;


относительной развитостью сельской местности и более плотным размещением населенных пунктов в более комфортной для проживания и исторически ранее освоенной южной части территории республики;


большим разрывом, в сравнении с другими регионами - субъектами Российской Федерации, в численности населения между административным центром региона (г. Сыктывкар) и остальными городами;


продолжающейся депопуляцией всех городских населенных пунктов, за исключением г. Сыктывкара;


контрастностью внутрирайонных систем расселения, которая выражается в аккумуляции более чем половины (в ряде случаев до 9/10) всего населения в административном центре муниципального района.


Специфика развития хозяйства и расселения находит отражение в структуре административно-территориального устройства республики. Наличие большого числа городских округов является характерным признаком регионов - субъектов Российской Федерации, в которых развита добывающая промышленность и традиционные отрасли обрабатывающей промышленности. 6 городских округов республики имеют в своем составе 6 городов и 18 поселков городского типа, количество сельских населенных пунктов в них незначительно. Городские округа концентрируют более половины (539,95 тыс. человек, или 64,2%) всего населения республики, в том числе 80,3% ее городского населения. Жителями городских округов являются 12,02 тыс. человек сельского населения (6,5% от численности всего сельского населения республики).


Очаговому характеру освоения территории в муниципальных районах соответствует наличие значительных по площади межселенных территорий. Межселенные территории в ряде муниципальных районов по площади в несколько раз превышают суммарную площадь городских и сельских поселений. В большинстве муниципальных образований свыше 90% территории занято неосвоенными природными ландшафтами, 2 - 10% занято землями сельскохозяйственного назначения. Из последних лишь небольшая часть, преимущественно на юге республики, представлена пашней, сенокосами или пастбищами, большую часть занимают оленьи пастбища, которые располагаются также на землях лесного фонда и землях особо охраняемых территорий. Собственно застроенные территории составляют обычно в пределах 0,5 - 2,0% от площади муниципального образования. Таким образом, освоенность территории республики на порядок ниже, чем средняя освоенность территории Российской Федерации.


По характеру использования территории и плотности населения Республика Коми тяготеет к регионам Крайнего Севера.