5.1. За счет адекватного зонирования фактически можно получить действенный инструмент управления процессами территориального планирования, учитывающий как общерегиональные, так и внутрирегиональные особенности территории Республики Коми. Допускается установление совокупностей расчетных показателей минимально допустимого уровня обеспеченности объектами и расчетных показателей максимально допустимого уровня территориальной доступности этих объектов применительно не только ко всей территории Республики Коми, но и применительно к ее частям - зонам.
5.2. Зонирование территории по природным характеристикам
Для территории Республики Коми характерно закономерное изменение баланса тепла и влаги в меридиональном направлении, а в пределах Урала также и в связи с высотой, что обусловливает наличие климатической зональности и вертикальной поясности. Изменение на территории климатических факторов отчетливо отражается на характере растительного, почвенного, животного мира, особенностях протекания гидрологических, геохимических, геоморфологических и других природных процессов. В связи с этим на равнинной части республики выделяются 2 ландшафтные зоны: тундра и тайга, а на Урале - 3 пояса: гольцовых пустынь, тундры и тайги. В свою очередь зона тундры включает в себя подзоны южной (ерниковой) тундры и лесотундры, а в пределах таежной зоны различают подзоны северной тайги, средней тайги и южной тайги.
Подавляющая часть территории Республики Коми входит в таежную зону. Тундровые и лесотундровые ландшафты находятся в полосе до 100 - 300 км у северной и северо-восточной границ республики (южная часть Большеземельской и Малоземельской тундры), а также на Урале в полосе шириной от нескольких км до нескольких десятков км.
По климатическому районированию Республика Коми относится к строительно-климатическому району I, подрайонам IВ, IГ, IД (рисунок 2 - Схема климатического районирования территории Республики Коми*).
________________
* Рисунок 2 не приводится. - Примечание изготовителя базы данных.
5.3. Зонирование территории по социально-экономическим характеристикам
В характере освоения территории республики прослеживается более плотное заселение южной части республики, в том числе сосредоточение на юге основной массы сельского населения, сосредоточение в южной и центральной частях, а также на востоке в муниципальном районе "Удорский" основных площадей сельскохозяйственных земель (без учета оленьих пастбищ). Изменения в типе хозяйственного освоения территории при движении с юга на север осуществляются не скачкообразно - даже на классической территории оленеводства (муниципальный район "Усть-Цилемский") вблизи населенных пунктов имеются незначительные участки пахотных земель. В этом отношении любое зонирование будет до некоторой степени условным. На севере и северо-западе республики одним из важнейших факторов, определяющих рисунок расселения и динамику численности населения, является развитие добывающей промышленности. Здесь возникают дополнительные проблемы, связанные с охраной окружающей среды, депопуляцией, "умиранием" населенных пунктов, оставшихся без градообразующих предприятий. Старые месторождения могут постепенно вырабатываться, новые осваиваться вахтовым методом, соответственно меняется и география расселения и это будет оказывать влияние на определение пороговых значений показателей в региональных нормативах градостроительного проектирования. Следует отметить, что добывающая промышленность с трудом сочетается с оленеводством, при разработке полезных ископаемых и создании транспортной инфраструктуры требуются специальные мероприятия по предотвращению ущерба для оленеводства.
На перспективу в основу зонирования территории для целей нормирования в градостроительном проектировании могут быть положены выделенные в Схеме территориального планирования Республики Коми зоны опережающего развития. В этом случае признаки территориальной близости и "похожести" муниципальных образований дополняются еще и общим вектором перспективного развития. В целях управления территории, имеющие общие элементы инфраструктуры, удобно сводить в одну одинаково нормируемую зону. При зонировании территории, выполняемом для целей нормирования, в одну зону могут быть определены территории нескольких зон опережающего развития, выделенных в Схеме территориального планирования Республики Коми. Верхне-Печорскую лесопромышленную зону опережающего развития, по нашему мнению, целесообразно наоборот поделить между Южной и Центральной зонами, поскольку образующие ее муниципальные районы в функциональном и инфраструктурном отношении между собой практически не связаны.