На 1 января 2019 года в Иркутской области насчитывалось 89 761 хозяйствующих субъектов малого и среднего предпринимательства (далее - МСП): количество микро-, малых и средних предприятий (юридических лиц) - 38 940, количество индивидуальных предпринимателей - 50 821 человек. Сфера МСП в регионе представлена, в основном, микропредприятиями (95,7% от общего числа субъектов МСП), где занят в среднем один работник. Всего субъекты МСП обеспечивают 281 тыс. рабочих мест.
В 2018 году объем инвестиций в основной капитал микро-, малых и средних предприятий составил 7 млрд рублей, оборот - 717,6 млрд рублей, объем налоговых поступлений от субъектов МСП - 8 млрд рублей (рост на 9,8% по сравнению с 2017 годом), что составляет 5% в структуре консолидированного бюджета региона.
Почти четверть от общего объема оборота продукции и услуг, производимых и реализуемых предприятиями Иркутской области, приходится на сектор малого и среднего бизнеса. Основные отрасли МСП - оптовая и розничная торговля, транспорт и связь, строительство, операции с недвижимым имуществом:
Основные отрасли развития МСП в 2016 - 2017 гг.:
По видам деятельности | 2016 год | 2017 год | ||
Всего СМСП, ед. | Доля, % | Всего СМСП, ед. | Доля, % | |
сельское хозяйство | 2 815 | 3,6 | 3 390 | 4,1 |
добыча полезных ископаемых | 254 | 0,3 | 292 | 0,3 |
обрабатывающие производства | 4 407 | 5,7 | 4 394 | 5,3 |
производство и распространение электроэнергии, газа и воды | 363 | 0,5 | 294 | 0,4 |
строительство | 5 479 | 7,1 | 6 302 | 7,5 |
торговля | 37 644 | 48,8 | 37 680 | 45,1 |
туристическая деятельность | 1 944 | 2,5 | 2488 | 3,0 |
транспорт и связь | 6 557 | 8,5 | 7238 | 8,7 |
финансовая деятельность | 892 | 1,2 | 911 | 1,1 |
недвижимость | 12 017 | 15,6 | 5 048 | 6,0 |
образование | 419 | 0,5 | 489 | 0,6 |
здравоохранение | 828 | 1,1 | 903 | 1,1 |
прочие отрасли | 3 513 | 4,6 | 14163 | 16,9 |
Всего | 77 133 | 100,0 | 83 592 | 100,0 |
Основные проблемы в сфере МСП (по состоянию на 2019 год):
- низкая доступность финансовых ресурсов;
- высокий уровень налоговой нагрузки;
- сокращение покупательской способности населения как результат роста цен на сырье и материалы и удорожания произведенной продукции;
- низкий уровень квалификации и компетенции в вопросах предпринимательской деятельности, дефицит квалифицированных кадров и недостаточный уровень их профессиональной подготовки;
- неформальная занятость. Большинство предприятий в сфере МСП планируют создать только 1 - 2 официальных рабочих мест.
Стратегическая цель - увеличение доли малого и среднего бизнеса в экономике региона, стабильный рост числа занятых в МСП, увеличение средней "продолжительности жизни" предприятий МСП.
Ключевые задачи:
- упрощение доступа к льготному финансированию для субъектов МСП, в том числе развитие инструментов фондового рынка и лизинга;
- обеспечение благоприятных условий для ведения предпринимательской деятельности, в том числе для осуществления деятельности самозанятыми гражданами;