Недействующий

О государственном плане социально-экономического развития Иркутской области на 2019 - 2023 годы



ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЛАНА


В течение 2016 - 2018 годов основные социально-экономические показатели Иркутской области демонстрировали стабильный рост.


На фоне стабилизации экономической обстановки валовый региональный продукт региона в 2018 году составил 1 трлн 365 млрд рублей, увеличившись более чем на 170 млрд рублей по сравнению с 2017 годом и более чем на 360 млрд рублей по сравнению с 2015 годом.


Объем инвестиций в основной капитал в 2017 году составил 256,9 млрд рублей, что почти на 9 млрд рублей выше, чем в 2016 году. По итогам 2018 года объем привлекаемых в экономику Иркутской области инвестиций составил 316,4 млрд рублей, что выше уровня 2017 года на 17%. По этому показателю Иркутская область стабильно занимает 2-е место в Сибирском федеральном округе, и на долю региона приходится 21% суммарного объема инвестиций в основной капитал в Сибири. По показателю объема инвестиций в основной капитал на душу населения Иркутская область занимает 17 место среди регионов Российской Федерации.


Инвестиционная политика региона направлена на поддержку производств по глубокой переработке сырья и выпуску продукции высокой степени технологического передела. Ее результативность подтверждает рост налогов и сборов от предприятий региона в бюджеты всех уровней.


Параметры бюджета Иркутской области положительно выделяются на фоне общероссийских тенденций. В 2017 году доходы областного бюджета увеличились на 11,1 млрд рублей в сравнении с 2016 годом, а за 2016 - 2017 годы - более чем на 32 млрд рублей, то есть на 31%, благодаря чему на 8,2% вырос уровень обеспеченности населения налоговыми и неналоговыми доходами консолидированного бюджета.


В 2018 году доходы консолидированного бюджета Иркутской области выросли на 29 млрд рублей, то есть на 17,8% по сравнению с 2017 годом. Налоговые и неналоговые доходы в 2018 году увеличились на 26 млрд рублей или на 18,3% по сравнению с 2017 годом. По темпу роста этого показателя Иркутская область опережает общероссийский уровень на 4,5%, занимая 15 место среди регионов Российской Федерации. В 2015 году Иркутская область находилась в рейтинге регионов по этому показателю на 67 месте.


Поступления в бюджет по налогу на прибыль в 2018 году составили 62,6 млрд рублей, превысив уровень 2017 года на 27,4% - по этому показателю Иркутская область находится на 21 месте среди регионов страны. Поступления по налогу на доходы физических лиц в 2018 году составили 53,8 млрд рублей, увеличившись к уровню 2017 года на 13,8%, - по этому показателю Иркутская область находится на 19 месте среди регионов (в 2015 году Иркутская область занимала 54 позицию).


За 2016 - 2018 годы удалось добиться значительного прироста налоговых поступлений в отдельных отраслях - например, от предприятий лесопромышленного комплекса в бюджет поступило 10,3 млрд рублей, что в 3,4 раза больше, чем в 2015 году, а налоговая отдача на 1 кубометр заготовленной древесины в 4,5 раза превысила соответствующий показатель 2015 года. В 2018 году доходы бюджета от использования лесов составили 4,3 млрд рублей, в том числе в областной бюджет поступило 1,7 млрд рублей (в 2015 году доходы от использования лесов составляли 1,6 млрд рублей, а в областной бюджет тогда поступило 229 млн рублей).


В 2016 - 2018 годы Иркутская область системно увеличивала финансовую помощь муниципальным образованиям региона: в 2018 году муниципалитетам было направлено 57,7 млрд рублей, что на 34% больше, чем в 2016 году. В частности, увеличилось межбюджетное финансирование крупнейших городов Иркутской области: в 2018 году г. Иркутску было передано почти 9,8 млрд рублей, что на 3,1 млрд больше, чем в 2016 году, г. Братску - 4,0 млрд рублей, что на 430 млн рублей больше, чем в 2016 году, а г. Ангарску - 3,4 млрд рублей, то есть на 1,1 млрд больше, чем в 2016 году.


За 2018 год в консолидированный бюджет Российской Федерации с территории Иркутской области было мобилизовано 433,6 млрд рублей, что на 35% выше уровня поступлений 2017 года.


По итогам 2018 года государственный долг Иркутской области составил 12,3 млрд рублей или 8,9% от общего объема собственных доходов бюджета, что является одним из самых низких показателей среди субъектов Российской Федерации (11 место) и Сибирского федерального округа (2 место). Долговая нагрузка в расчете на одного жителя региона по состоянию на начало 2019 года в Иркутской области почти в 3 раза ниже среднероссийского показателя.


Таким образом, в Иркутской области к началу 2019 года сформирован прочный базис для дальнейшего ускорения социально-экономического развития и повышения благосостояния населения. В регионе есть все предпосылки для переформатирования экономической, бюджетной, социальной политики и выхода на полноценную "экономику развития", основой которой является государственное планирование социально-экономических процессов.


Последние годы показали, что именно за счет активного, гибкого, целесообразного участия государства в экономике были получены столь высокие показатели развития. В Иркутской области созданы условия для реализации перспективной и в Приангарье, и в других регионах страны, и на уровне Российской Федерации модели "управляемого рынка", "государства развития" - взвешенной модели, учитывающей как принцип свободы частной инициативы, так и необходимость сочетания этой свободы с нуждами всего общества, государства в целом.


В рамках этого экономического уклада государство берет на себя основную инициативу и становится "локомотивом" развития. В парадигме экономики развития государство осуществляет среднесрочные и долгосрочные вложения в будущее - прежде всего содействуя развитию существующих и созданию новых предприятий (проводит политику индустриализации). Полученный экономический, в том числе налоговый, эффект реализуется в мерах социальной политики и конвертируется в повышение уровня и качества жизни людей. При этом составной частью "экономики развития" становится "бюджет развития", в структуре которого увеличивается доля расходов на инвестиции в будущее (в рамках промышленной, аграрной, инфраструктурной, демографической политики, политики по развитию человеческого капитала), а получаемая отдача используется для новых вложений и для постоянного повышения жизненного стандарта населения.