Муниципальная служба в городе Пензе формируется в соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", принятыми в целях его реализации правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, законами Пензенской области.
Одним из условий динамичного развития города Пензы является эффективно выстроенная система муниципального управления. Повышение качества управления городом напрямую связано с повышением уровня эффективности муниципальной службы. Актуальными вопросами для развития местного самоуправления являются уровень профессионализма муниципальных служащих, кадровая обеспеченность, повышение престижа муниципальной службы и авторитета муниципальных служащих.
Современные условия развития общества предъявляют особые требования к муниципальным служащим и, прежде всего, к их профессионализму, компетентности и этике поведения.
Принятие Программы позволит устранить бессистемный, хаотичный и разрозненный подход к решению поставленных задач и, соответственно, увеличить эффективность принимаемых решений и результативности муниципальной службы городе Пензе благодаря:
- ликвидации пробелов в законодательстве о муниципальной службе, регулирующем прохождение муниципальной службы и отсутствии понимания правовых механизмов реализации норм законодательства о муниципальной службе;
- ресурсной обеспеченности обучения муниципальных служащих;
- единому методическому руководству развитием муниципальной службы;
- увеличению обеспеченности отдельных органов квалифицированными кадрами и применению современных технологий подбора кадров при поступлении на муниципальную службу;
- реализации механизмов стимулирования муниципальных служащих по результатам деятельности, мотивации муниципальных служащих и т.д.
На сегодняшний день особенно остро выделяется вопрос о коррупции.
Коррупция - всепроникающее негативное общественное явление, способное затормозить и даже обратить вспять развитие государства и его административно-территориальных единиц.
Коррупция в социально-экономической сфере приводит к ограничению конкуренции и монополизации целых отраслей деятельности, формированию теневого бизнеса, нецелевому и неэффективному расходованию бюджетных средств; коррупция сказывается на инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, объеме налоговых поступлений в их бюджет, приводит к выборочности при распределении ресурсов, злоупотреблению должностным положением и т.п. Коррупция в политической сфере ведет к узурпации власти политико-олигархическими группами, что неизбежно проявляется в вымывании и (или) игнорировании демократических принципов и институтов в практике государственного управления, снижении правовой защищенности личности, бесцеремонном вторжении в права и свободы человека и гражданина. Коррупция в социокультурной сфере воздействует на менталитет граждан, искажая в сознании людей традиционное понимание общечеловеческих ценностей чести, честности, долга, справедливости, равноправия, подменяя их такой псевдоценностью, как умение "договориться". Следствием этого становятся укрепление в обществе правового нигилизма и снижение роли права как универсального общественного регулятора общественных отношений, ухудшение социального самочувствия людей, стагнация в социально-экономическом развитии.
Коррупция в качестве глобальной проблемы стала осознаваться мировым сообществом в связи с подписанием группой государств Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции, Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию. Российская Федерация, ратифицировав в 2006 году эти соглашения, взяла на себя обязательства принимать меры по снижению уровня коррупции. С 2008 года в России активно развивается отрасль антикоррупционного законодательства, определяющего соответствующие меры на федеральном, региональном и местном уровнях.
Согласно российскому законодательству противодействие коррупции состоит из предупреждения коррупции, включая выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции); выявления, предупреждения, пресечения, раскрытия и расследования коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. Если борьба с коррупцией является исключительной прерогативой правоохранительных органов, то профилактика коррупции допускает участие государственных органов субъектов Российской Федерации, институтов гражданского общества, граждан и организаций.