Ключевыми направлениями оптимизации схемы транспортного обслуживания являются:
В части железнодорожного транспорта:
1. Создание и модернизация транспортной инфраструктуры.
2. Обновление парка подвижного состава.
В части автомобильного транспорта:
1. Синхронизация расписания движения автобусов с пригородным железнодорожным транспортом.
2. Расширение сети автомобильных дорог и строительство новых объектов транспортной инфраструктуры.
3. Обновление автобусного парка.
В 2014 году для нужд муниципальных образований области приобретено 9 автобусов различной вместимости. В 2015 году таких автобусов для пассажирских перевозок приобретено 85 единиц.
Сахалинская область участвует в реализации мероприятий по приобретению автобусов путем предоставления субсидий муниципальным образованиям на создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организацию транспортного обслуживания населения в границах муниципального образования.
Основной проблемой, требующей своего разрешения в долгосрочной перспективе до 2020 года, является проблема обновления автобусного парка, т.к. изношенность парка автобусов влечет за собой обоснованные жалобы от населения на невыполнение расписания движения автобусов.
Создание и модернизация транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта включает в себя:
Продолжение работ по переустройству железной дороги на общесетевую ширину колеи 1520 мм с сохранением объемов финансирования.
С начала реализации проекта из 835 километров главного пути переустроено на широкую колею 650 километров, освоено более 19 млрд. рублей инвестиций. Финансирование проекта осуществляется за счет инвестиционной программы ОАО "РЖД".