Недействующий

Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Республики Коми на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов



I. Основные итоги бюджетной и налоговой политики Республики Коми за 2018 год и первое полугодие 2019 года


Основным итогом 2018 года и первого полугодия 2019 года стало сохранение в Республике Коми достаточно устойчивой социально-экономической ситуации с тенденцией ее улучшения в сфере государственных финансов.


Основным приоритетом бюджетной политики Республики Коми стала реализация мероприятий, направленных на снижение долговой нагрузки. Выполнение условий соглашений о реструктуризации бюджетных кредитов, предоставленных в 2017 году Республике Коми из федерального бюджета, а также соглашения о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению государственных финансов Республики Коми, заключенных с Министерством финансов Российской Федерации, является одним из главных ограничительных факторов.


Значение задач сохранения умеренного уровня государственного долга, высокой степени устойчивости и платежеспособности республиканского бюджета Республики Коми усиливается с учетом повышенных требований Министерства финансов Российской Федерации к показателям долговой нагрузки региональных бюджетов и его расширяющихся полномочий по введению ограничительных мер в отношении бюджетной самостоятельности субъектов Российской Федерации.


По итогам исполнения республиканского бюджета Республики Коми за 2018 год в условиях неукоснительного выполнения социально значимых обязательств Республики Коми удалось значительно сократить показатель общей долговой нагрузки, который по сравнению с 2017 годом снизился на 26,3% и составил 37,8% от суммы доходов республиканского бюджета Республики Коми без учета безвозмездных поступлений (28,4 млрд. рублей), показатель долговой нагрузки по рыночным обязательствам составил 28,1% от суммы доходов республиканского бюджета Республики Коми без учета безвозмездных поступлений (на 19,3% ниже уровня 2017 года).


В качестве ключевого инструмента, направленного на выполнение указанной задачи, является Программа оздоровления государственных финансов (оптимизации расходов) Республики Коми на период 2017 - 2024 годов, утвержденная распоряжением Правительства Республики Коми от 29 марта 2017 г. N 151-р (далее - Программа оздоровления).


По итогам проведенных мероприятий Программы оздоровления совокупный бюджетный эффект в 2018 году составил 6,8 млрд. рублей (173% от планового значения), а установленные на 1 июля 2019 года значения уже перевыполнены на 17,2%, (5,2 млрд. рублей).


В целях формирования бюджетной политики Республики Коми, ориентированной на социально-экономическое развитие и финансовое оздоровление Республики Коми для укрепления устойчивости бюджетной системы Республики Коми при неукоснительном условии выполнения Указа N 204, срок действия Программы оздоровления продлен до 2024 года. Кроме того Программа оздоровления дополнена мероприятиями, синхронизированными с Концепцией повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 - 2024 годах, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2019 г. N 117-р.


Сложившаяся тенденция централизации налоговых поступлений с территории Республики Коми в федеральном бюджете в 2018 году продолжилась. Всего с территории Республики Коми в 2018 году было собрано 238,0 млрд. рублей налоговых доходов, что больше уровня 2017 года на 59,3 млрд. рублей, или на 33,2%. Из них 86,5 млрд. рублей, или 36,4%, поступило в консолидированный бюджет республики, прирост поступлений налоговых доходов в консолидированный бюджет Республики Коми составил 10,7 млрд. рублей, или 14,1%. При этом объем налоговых доходов, поступивших с территории Республики Коми в федеральный бюджет, в 2018 году по сравнению с предыдущим годом увеличился на 48,6 млрд. рублей, или в 1,5 раза. Основной причиной значительного прироста общей суммы поступлений с территории Республики Коми стало увеличение платежей по налогу на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья в связи с ростом ставок. В итоге доля налоговых доходов, поступивших с территории Республики Коми в федеральный бюджет, возросла с 57,5% в 2017 году до 63,6% в 2018 году.


Данная тенденция сохраняется и в 2019 году.


В то же время обеспечен значительный прирост собственной доходной части бюджета. Всего объем налоговых доходов, поступивших в консолидированный бюджет Республики Коми в 2018 году, составил 83,9 млрд. рублей, что на 11,2 млрд. рублей, или на 15,5%, больше уровня 2017 года.


При этом удельный вес налоговых поступлений в общем объеме налоговых и неналоговых доходов республиканского бюджета Республики Коми составляет 96,4%.


Традиционно основными источниками формирования налоговых доходов в 2018 году являются: налог на прибыль организаций (34,5%), налог на доходы физических лиц (29,1%), налоги на имущество (28,7%), акцизы (3,5%).


Продолжившийся в 2018 году значительный рост налоговых доходов обеспечен увеличением поступлений налога на прибыль организаций на 6,0 млрд. рублей, или в 1,2 раза, относительно аналогичного периода прошлого года. На динамику поступления повлияло увеличение поступлений от крупных организаций - участников консолидированных групп налогоплательщиков нефтяной и газовой промышленности. Кроме того по налогу на имущество организаций поступило на 3,7 млрд. рублей (в 1,2 раза) больше, чем в 2017 году. Причиной увеличения является рост налоговой ставки по налогу на имущество организаций с 1,6% в 2017 году до 1,9% в 2018 году в отношении магистральных трубопроводов и линий электропередач, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в связи с поэтапной отменой федеральных налоговых льгот, а также расширение налогооблагаемой базы в связи с вводом в эксплуатацию новых объектов основных фондов. Поступление налога на доходы физических лиц увеличилось на 1,5 млрд. рублей или на 6,7% в связи с реализацией на территории Республики Коми мероприятий, направленных на поэтапное повышение минимального размера оплаты труда.


В целях привлечения инвестиций для реализации инвестиционных проектов по модернизации и созданию нового промышленного производства на территории Республики Коми разработан новый механизм взаимодействия между государственно-правовым образованием и субъектами инвестиционной деятельности - заключение специального инвестиционного контракта (далее - СПИК). Порядок заключения от имени Республики Коми СПИК утвержден постановлением Правительства Республики Коми от 30 ноября 2017 г. N 627. В рамках СПИК инвестору гарантируется стабильность налоговых и регуляторных условий контракта (неповышение величины совокупной налоговой нагрузки на доходы инвестора, стабилизация действующих условий ведения бизнеса).